Вот уже несколько лет Бердск борется с проблемами коммунальной инфраструктуры, одерживая лишь тактические победы.
ЖИЛОЙ ДОМ, построенный еще в пятидесятые. Во дворе — возмущенные жители, жалуются на невыносимый запах.
Больше месяца назад здесь начали ремонтировать теплотрассу. Когда вырыли яму — обнаружился износ канализационного колодца. В законсервированном виде сточный аромат не мог преодолеть толстый слой земли, но рабочие выпустили его на волю. Каждый день из течи вытекали отходы жизнедеятельности.
«Мы звонили и в КБУ, и везде. С нее вон он течет. Вонь стоит. И месяц никто ничего не предпринимает. И мы уже замучились здесь нюхать… Ну как сказать… Нечистоты! Что-то там залатали. А что толку с этой залатки?» — рассказал «Новой Сибири» Александр Майтак, старший по дому.
У Бердска сложные отношения с канализацией. Каждый год — несколько «фекальных аварий», как их окрестили местные СМИ. В 2018-м произошла крупнейшая. Старый коллектор тогда обрушился за считанные дни, образовав провалы на улице Ушакова. На войну с фекалиями поднялись все коммунальщики города-спутника.
Стихию победили, но ненадолго. Летом девятнадцатого — опять крупная авария. На улице Звездной фекальные стоки потекли в квартирах бердчан из унитазов и ванн. Не выдержала канализационно-насосная станция. В этот раз откачивать помогало МЧС. Причиной поломки насоса стали волосы, которые местные парикмахерские сбрасывали в стоки.
Снова лето девятнадцатого, снова Бердск. Рядом с ТЦ «Орбита» прорвало канализационную трубу, образовался крупный провал. Фекальные массы вытекали наружу. Провал, собиравший сточные воды, грозил размытием фундамента соседним многоэтажкам. Власти признали ситуацию чрезвычайной. Оперативно нашли деньги и подрядчика. Бердск вновь встал на борьбу. Аварию устраняла вся коммунальная рать.
И это только крупные события. Мелких больше в разы.
В чем причина вечных неполадок и сбоев в бердской канализационной сети? «Уровень грунтовых вод очень резко за последние годы повысился, сети находятся в грунтовых водах и начинают тоже за счет этого разрушаться. Тонут колодцы, тонут сети, ломаются трубы. Естественное старение и износ, усталость материалов. Газовая эрозия. Канализационные сети — это порядка двухсот километров по Бердску», — рассказал «Новой Сибири» Александр Алексеенко, заместитель директора МУП КБУ. Коммунальщики, по его словам, регулярно проводят замену прогнивших труб и колодцев, по мере сил ремонтируют сети, один из четырех бердских коллекторов поменяли полностью.
Алексеенко считает, что зачастую проблемы возникают из-за неправильной эксплуатации. Благодаря жителям из канализационных сетей коммунальщики вытаскивают меховые шапки, мягкие игрушки, строительный мусор, одноразовые воротнички из парикмахерских, обломки кирпичей. Как-то коллектор встал из-за жестяного ведра, которое оказалось в колодце.
Что делать? Бюджета Бердска не хватит на замену всех ветхих участков канализации, а заставить жителей не скидывать в унитаз мусор невозможно. Привлечь за такое к ответственности — из области фантастики. Но одно можно сказать точно: проблема есть. Доказательством этому ежемесячные публикации местных изданий о «фекальных авариях».
…Яму во дворе старого дома зарыли, колодец починили и дополнительно заизолировали. Жильцы смогут без отвращения выходить из подъезда и сидеть на лавочке во дворе. Очередная тактическая победа коммунальщиков в пока еще не выигранной войне.
Даниил СУХОРУЧКО, «Новая Сибирь»