В Новосибирске снова гадают о стоимости поездки на метро — она может подорожать на девять рублей, а может и на рубль.
О БУДУЩЕЙ стоимости проезда на метро опять заговорили и муниципальные депутаты, и чиновники, и транспортники. По сути, этот вопрос даже не столько о метро, ведь его тариф определит и цену билета в наземном общественном транспорте. Решение об увеличении стоимости проезда хотят принять до конца года.
Насколько поднимут — вопрос как всегда не экономический, а политический. Пока звучит ориентир в 30 рублей, но при этом, как и в прошлые годы, в качестве желанного числа называют все 35.
Если откровенно, то сегодня и тридцать-то звучит нереально. Наши власти почему-то до последнего берегут народ от таких ценовых потрясений. В декабре 2019-го, когда тариф подняли с 23 до 25 рублей, они обосновывали такую дерзость инвестиционной составляющей: говорили, что, по два рубля собирая, за год можно накопить на новый состав. Арифметика этой версии не подтверждала: даже в те доковидные времена накопить получалось только 140 млн рублей, а это намного меньше, чем стоил 4-вагонный состав. Мы тогда порылись в Единой информационной системе в сфере госзакупок и нашли данные, что Самарский метрополитен купил у АО «Метровагонмаш» за 270,66 млн (самарцы уже тогда по 32 рубля за проезд платили).
В 2021 году руководитель МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло утверждал, что обеспечить развитие сможет только тариф 35 рублей, но ему согласовали 25, подняв цену поездки на рубль. Это вызвало неоднозначную реакцию: транспортники посчитали решение возмутительным. Но, похоже, сиротская индексация сыграла свою роль: сегодня число «35» снова в тренде. А так оно могло бы и вырасти, как и все остальное с тех пор.
Мэр Анатолий Локоть в конце лета 2022 заявил, что нашему метрополитену необходимо компенсировать инфляционные издержки, «иначе мы его загоним в экономическую яму». В сентябре начальник городского департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Константин Васильев подключился к кампании в поддержку 30 рублей, но оговаривается, что инфляция намного больше, поэтому есть вероятность, что экономически обоснованной все же стоит считать сумму не менее 35 рублей за поездку.
Найти тарифы в других городах России мы не поленились, но сами по себе они мало о чем говорят. Да, у нас меньше всех, но есть нюансы. Самая высокая стоимость проезда в России в Москве и Санкт-Петербурге — примерно 65 рублей, в Екатеринбурге — 33 рубля, а в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани — 35. Правда, там везде есть скидки для тех, кто платит банковской картой, плюс есть множество тарифов и проездных карт, поэтому подсчитать среднюю стоимость проезда не проще, чем разобраться, почему у нас по несколько лет экономически обоснованные цифры не меняются.
Аркадий Чмыхайло снова заявляет, что в тариф необходимо заложить инвестиционную составляющую, утверждает, что если она будет, то и федеральный центр быстрее созреет к выделению денег на строительство новых станций. Но мы-то знаем, что это умозрительное заявление.
Верный путь к согласованию тарифов, включающих твердую долю инвестиций, продемонстрировали энергетики. В последние годы у них рвало трубы, размывало асфальт и отключало от отопления зимой жилые дома и социальные объекты. Зато теперь — с 1 июля 2022 года — им согласовали предельный рост тарифов на тепло и горячую воду на 11,15 процента, а они вдвое обещают увеличить объем ремонтов на 2023 год.
Страшно представить, что должно произойти под землей, чтобы аналогичный подход применили к городскому транспорту. Чтобы не думать о совсем плохом, для тренировки предлагаем посетить утром станцию «Площадь Маркса». И мысленно умножить плотность пассажиропотока на четверть. Получится примерная картина, которую можно будет наблюдать здесь в случае, если от каждого состава убрать всего по одному вагону. Ну, или уменьшить на четверть количество составов.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»