За спасение подростка, пострадавшего в ДТП в Казахстане, заплатит Новосибирская область

0
1793

Добрые дела тоже стоят денег, и всегда неприятно, когда тот, кто проявил сострадание, в итоге вынужден еще и оплачивать издержки. Именно такое обременение наложено на бюджет Новосибирской области после того, как при участии ее системы здравоохранения был спасен подросток, серьезно пострадавший в ДТП в Казахстане.

Фото из официальной группы Национальной службы санитарной авиации на vk.com

Истории чуть больше года, и в прессу информация о ней не попала. 7 августа 2022 года 16-летний житель Ставрополя, гостивший с семьей у родственников, катаясь на велосипеде, попал под колеса грузовика. Водитель большой машины помощи не оказал — парня нашли у дороги без сознания.

Казахстанские медики мальчика реанимировали, но полностью справиться с тяжелым состоянием, вызванным множественными травмами головы и позвоночника, не могли. Требовалась эвакуация на родину и сложная операция.

Как быть? Между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией действует соглашение о взаимном предоставлении гражданам равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи. По нему расходы на транспортировку больного ложатся на то государство, гражданин которого пострадал. Существует и положение Конституции РФ, устанавливающее россиянам право на бесплатную медпомощь. Однако граждан, оказавшихся за пределами страны, согласно закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», осуществляется уже по полису добровольного страхования или, если его нет, за счет самого гражданина или тех, кто его пригласил.

Однако родителям пострадавшего мальчика удалось достучаться до уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, а та подняла на ноги все правительство. В итоге вице-премьер Татьяна Голикова дает поручение Минздраву России, МИД России, МЧС России, Минфину России о принятии необходимых мер.

В тот же день Минздрав России докладывает: вместе с новосибирскими коллегами проработан вариант медицинской эвакуации парня на Ми-8, везем в Национальный медицинский исследовательский центр им. Мешалкина. Компания «Национальная служба санитарной авиации» берет под козырек: маршрут Новосибирск — Барнаул – казахстанский Усть-Каменогорск — Барнаул – Новосибирск выполнен. Заказчик полета – новосибирская Станция скорой медпомощи, акт подписан, к качеству вопросов нет.

«После подтверждения, что состояние ребенка позволяет транспортировку, для него организовали перелет вертолетом до Новосибирска. К настоящему времени его уже прооперировали в Национальном медицинском исследовательском центре им. академика Е.Н. Мешалкина», — сообщала пресс-служба детского омбудсмена.

После операции в Новосибирске мальчик прошел реабилитацию в Национальном медицинском исследовательском центре детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера, закончил 11-й класс. Мама спасенного подростка Ирина Толстоухова недавно даже выразила через соцсети благодарность коллективу школы, работающей при центре, за поддержку учителей и педагогов, которые помогли в выздоровлении ее сына, дали ему «почувствовать себя обычным ребенком, таким же, как все», и избежать отчаяния.

Правда, с тех пор никто не оплатил недешевую услугу скорой помощи с пропеллером. Почему? Да потому что не понятно, кто должен платить. Ответ на этот вопрос с февраля 2023 года искал Арбитражный суд Новосибирской области.

АО «Национальная служба санитарной авиации», обратившаяся с иском и оценившая стоимость специализированного трансфера в 2 млн рублей, изначально полагала, что должник — новосибирская Станция скорой медицинской помощи. Именно по заданию этого регионального госучреждения санавиаторы вышли на задание. Правда, несмотря на отсутствие претензий к качеству работ, акт об их выполнении руководитель станции подписывать отказался.

В ходе разбирательства в список ответчиков включили также Министерство здравоохранения Новосибирской области, Министерство здравоохранения РФ и даже ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина».

Национальная служба санавиации работает со станцией по контракту, но он предусматривает услуги только на территории Новосибирской области. Авиаторы за эвакуацию вертолетом МИ-8 берут с региона 308 тыс. рублей за летный час, а здесь посчитали даже по более низкой цене – по 295 тыс. рублей. Область ни с объемом услуг, ни с их стоимостью не спорит, но в новосибирском Минздраве и в Службе скорой помощи не понимают, почему платить должен именно региональный бюджет.

С одной стороны, согласно законам и инструкциям, санациация и вообще вся скорая помощь в случаях, не предусмотренных Территориальной программой обязательного медицинского страхования, финансируются из регионального бюджета. С другой, поскольку спасенный человек не является жителем Новосибирской области и везли его из-за пределов региона, то и возмещение расходов – на федеральном бюджете, полагают новосибирцы. Но суд с этим не согласился. «Требования подлежат удовлетворению за счет средств бюджета Новосибирской области», говорится в решении, принятом 17 августа и пока не вступившем в законную силу.

В Минздраве Новосибирской области на запрос «Новой Сибири» отвечают прямо: «В рамках действующих нормативно-правовых актов оплата работ по санитарно-авиационной эвакуации гражданина Российской Федерации, не являющегося жителем Новосибирской области, с территории, находящейся за пределами Новосибирской области, за счет средств бюджетных ассигнований Новосибирской области не предусмотрена. Основанием для оплаты может быть решение суда».

Будут ли оспаривать решение, в Минздраве пока не решили.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Нацпроект со скоростью санавиации

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.