Классик европейского кинематографа, режиссер, сценарист, продюсер и писатель, обладатель множества призов (включая награды Каннского, Венецианского, Берлинского и Московского фестивалей) и бесконечно обаятельный рассказчик Кшиштоф Занусси на днях побывал в Новосибирске.
Визит состоялся в рамках программы VII Недели польской культуры в центре культуры и отдыха «Победа», зрители увидели один из лучших фильмов мастера «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» и посетили творческую встречу. Пан Кшиштоф, который не устает признаваться в любви к нашему городу со времен премьеры «Структуры кристалла» в Академгородке в далеком 1969 году, был доброжелателен, открыт и изысканно вежлив. Предлагаем вашему вниманию фрагменты этой долгой беседы.
— Пан Кшиштоф, как вы стали режиссером?
— По первому образованию я физик, чем очень горжусь, потом я еще был студентом философии. Кстати, мне повезло, ведь в конце 50-х годов я мог изучить немарксистскую философию в старейшем Краковском университете, для которого было сделано исключение из правил. Но философом так и не стал. Параллельно я снимал любительские фильмы и в конце концов попробовал поступить в киношколу, неожиданно для самого себя выиграв огромный конкурс. Но после трех лет меня выгнали, и это уравновешивает мою первоначальную радость. Если человек рискует быть артистом, всегда можно столкнуться с тем, что тебя абсолютно не понимают или слишком быстро возносят вверх. Это опасная борьба, жизнь вообще опасная борьба. Между наукой и искусством большой разницы нет, в бизнесе тем более неизвестно, почему один из десяти побеждает.
— Вы ставили однажды спектакль в «Старом доме», есть ли еще театральные планы?
— Прекрасно помню этот спектакль и продолжаю общаться с моими новосибирскими актерами. Довольно часто ставлю спектакли в разных театрах, но единственное, о чем прошу, — чтобы актеры приезжали для репетиций ко мне домой. В силу моего возраста я уже могу позволить себе такую роскошь. Я постоянно работаю в театре, особенно в перерывах между фильмами — режиссер, как пианист или хирург, должен постоянно упражняться, чтобы держать себя в форме. Больше всего боюсь быть непрофессиональным.
— Откуда вы черпаете идеи для своих фильмов?
— Обычно из наблюдений и разговоров рождаются мысли и записки, которые потом превращаются в сценарии. Одну из историй, которая просто просилась в кино, мне рассказали в Грузии, я ее запомнил и часто рассказывал молодым сценаристам. Год тому назад один из моих итальянских слушателей попросил разрешения на ее использование и недавно показал готовый фильм на фестивале в Локарно. Чаще всего я ставлю фильмы по собственным сценариям, но это не принцип, мне просто интереснее работать с материалом, на который у меня есть собственная точка зрения.
— Насколько вам интересно документальное кино?
— Как зрителю очень интересно, потому что мир бесконечно разнообразен, и без документального кино я не знал бы и половины того, что знаю. Последний раз я снимал документальный фильм лет пять назад, потому что получил хорошее предложение с огромной сметой и решил его принять. Если ты профессионал и хочешь им оставаться, никогда не стоит отказываться от достойных предложений.
— О русских и поляках, что у нас общего?
— Типичный поляк сразу бы ответил, что нас объединяют недостатки: возьмите бутылку водки, и поляк с русским будут очень близки. Но это не то, что мне интересно. Мне кажется, что все же в духовном пространстве есть нечто, объединяющее говорящие на славянских языках народы: то, как люди переживают и выражают свои чувства. Но для меня интересны скорее различия и особенности.
— О чем будет ваш следующий фильм?
— Совсем скоро выйдет на экраны мой фильм «Эфир», отрывки из которого мы сегодня видели. Это картина о свободе выбора, о добре и зле. Ведь если бы не было зла, свобода тоже не имела бы смысла. Как случается, что люди в современном относительно благоустроенном мире часто выбирают зло, что в мире столько жестокости и несправедливости? Герой картины, подобно Фаусту Гете, совершает сделку с дьяволом, оставаясь в уверенности, что сможет его обмануть, так как не верит в его существование. Совсем скоро «Эфир» будет представлен на кинофестивале в Риме, а в следующем году с радостью покажу его в прекрасном кинотеатре «Победа».
— Вы не согласитесь сделать вашу ретроспективу в Новосибирске?
— Отличная идея, ведь в будущем году мне исполнится восемьдесят, хотя мне самому в это с трудом верится.
Петр ФЕДОРОВ, специально для «Новой Сибири»