Ольга Ситникова-Яковченко: Взращивать культуру созерцания!

0
3275

Новосибирская художница рассуждает на тему творческих союзов, молодого искусства и рынка торговли художественными произведениями. 

ХУДОЖНИЦА родом из Искитима. Она — живописец, график, куратор художественных выставок, автор методики формирования профессиональных компетенций для студентов живописных специальностей.

— Расскажите о взаимодействии местных художников с властями, с коллегами из других творческих сообществ! Есть контакт?

— Есть над чем работать! Художникам нужен покровитель и пиарщик. Чем быстрее это станет очевидно, тем больше людей увидят замечательные работы современных мастеров. Я подбираю коллекции из совершенно уникальных талантов, которых очень мало кто видел. К большому сожалению, немногие  знают об их существовании — а в нашем городе просто невероятные самоцветы, это настоящий клад!

С представителями других творческих организаций пересечения скорее частного характера. Пока не знаю, почему нет такой практики. Очевидно, что  сотрудничество может быть очень плодотворным. Мой личный опыт, по крайней мере, говорит об этом: осенью мы с подругой, композитором и музыкантом Ренатой Мироновой, затеяли интересный проект — «Что хотел сказать художник?» Это серия лекций-бесед на тему изобразительного искусства, где я даю некоторые ключи для прочтения художественных произведений, а Рената дарит публике свои музыкальные импровизации на тему разбираемой мной работы мастера. К примеру, осенью прошла встреча по поводу произведений, представленных на межрегиональной выставке «Форма» в Новокузнецке. Я была на открытии, а Рената съездила позже в свой родной город, где увидела, какие удивительные пронзительные и тонкие произведения представляют современные художники.

— Есть ли в НО СХР «дедовщина», творческие группировки? Выжить ли в кругу коллег художнику-одиночке?

— Ну а зачем одиночке идти в Союз? В СХР вступают, чтобы сообща решать разные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью. В нашей организации между людьми есть исторические связи: кто-то учился или работает вместе, у кого-то мастерские рядом. Но есть довольно ощутимая дистанция между теми, кто в Союзе очень много лет, и вступившими не так давно. Так аукнулось время, когда из профессии стали уходить массово, поскольку ровная понятная дорога с предсказуемым результатом была совершенно неочевидна. Понятно, что всем всегда хочется стабильности, уверенности в будущем, но в нашем деле этого быть не может.

— Как решается проблема выставок? Есть ли плановая организация места и времени, очередность участников?

— Сейчас это все есть. Сергей Михайлович Меньшиков кинул клич, и все художники откликнулись с энтузиазмом. Теперь раз в две недели в нашем зале на Красном проспекте, 159 проходит смена экспозиции, по вторникам открываются персональные выставки членов СХР. 25 февраля организую выставку молодых художников «Творческая кухня», а 3 марта откроется моя персональная «Сказка», где делюсь своим прочтением русской сказочной культуры.

Недавно мне стало очень неловко за коллегу, который сказал, что в Новосибирске не видит молодого слоя художников, что все стоящие уехали. Нельзя в нашей профессии иметь такие погрешности в зрении! Я точно знаю, что молодое искусство у нас есть, и ого-го какое: оно — не про «актуальное», мусорное, а про настоящее, красивое, вневременное!

Огромное количество лекций по искусству сейчас подманивает зрителя идеей, что все можно объяснить, но аналитикам и логикам очень непросто при встрече с искусством, поскольку нужен чувственный опыт. Зрителю сложно донести, что искусство изобразительное — это не про понимание, новому поколению предстоит заново взращивать культуру созерцания. Публику приучают к тому, что открытие выставки — это нечто большее, чем «просто выставка». Но это не так, холсты раскрываются в плотном контакте со зрителем, в тишине и со временем: нельзя считывать только первый слой сюжета…

— Какова ситуация с мастерскими — вопиющ ли их дефицит?

— Мне нужна была мастерская — и мы ее с мужем построили в центре Академгородка. Она оборудована станками, хорошим светом, я там преподаю и работаю. Друзья-художники тоже самостоятельно решили проблему площадей: кто снял помещение, кто оборудовал себе рабочее место дома — на кухне, балконе и так далее. Это всегда вопрос желания.

Мастерские выделялись во времена СССР и госзаказа, причем фонд мастерских регулярно пополнялся. Сейчас этого нет, Практика была совершенно невероятная: очень важно иметь возможность в перерыве зайти в соседнюю мастерскую и по душам на одном языке поговорить с коллегой…

***

— Будут ли в этом году у вас экзотические пленэры в Крым или на Кавказ, куда за последнее время выезжали уже трижды?

— В этом году уже не хочу быть организатором, это очень трудозатратно: нужно договориться насчет жилья и транспорта, разработать программу, которая охватит разные уровни участников… Сейчас несколько девочек взяли на себя это все, чтобы я могла заняться на выездах только преподаванием.

— Сложился ли в нашем городе рынок торговли художественными произведениями?

— В смысле — «Подходи, не скупись, покупай живопись!»? Такого здесь валом: от диапазоне 1000-35 000 рублей любой продаст любое. Ниша произведений, стоящих дороже, развивается иначе. Она не терпит представления работ всех подряд, она более требовательна к соседству картин, их содержанию, ценности художественной, технической сделанности.

У меня покупки делают в основном галеристы. Реже, но больше и дороже — поклонники чистого искусства. Тогда я точно знаю, что купленный холст будет очень ценен в доме и любим, это не случай из серии «О, берем что-нибудь про море, на это сейчас сезон!» Есть некоторые работы, расставание с которыми я пока не могу себе представить ни за какие деньги. Поэтому для тех, кто спрашивает именно их, у меня есть очень хорошего качества репродукции.

— Необходимо ли художнику уметь рисовать, владеть мастерством?

— Безусловно. Причем тут такой фокус в нашем деле: чуть зазевался — и рука перестает слушаться, а через пару лет перерыва придется просто начинать заново! Никуда не денется грамота и культура ведения работ, но владение рукой, материалом — это как перышко лебяжье. Так что постоянная практика необходима.

— Относите ли к себе народную поговорку «Художник — от слова «худо»?

— Конечно же, нет! И даже выражение «худо-бедно» — не из моего словаря.

p.s. Ольга приглашает горожан на «Творческую кухню»: выставка молодых талантов откроется 25 февраля в зале отделения СХР (Красный проспект, 159).

Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»

Фото из личного архива Ольги СИТНИКОВОЙ- ЯКОВЧЕНКО

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.