Исполнилось сто лет со дня рождения родоначальницы новосибирской школы балета Алисы Васильевны Никифоровой.
Она родилась 10 декабря 1919 года в городе Ленинграде. Поначалу ее звали не Алисой, а Ангелиной (именно такое имя ей дали при рождении). А родилась она в семье бухгалтера и домашней хозяйки — в 1927 году такие пары не были редкостью.
***
…Однажды мы сидели в квартире Нины Ивановны Фуралевой — наверное, самого близкого к своему учителю ученицы Никифоровой. За окнами в темноте возвышалось монументальное здание Новосибирского театра оперы и балета. В то время оно не подсвечивалось, и это лишний раз подчеркивало скудность бюджета города, области, да и страны в целом. Повод был волнительный: Алиса Васильевна тогда прилетела ненадолго из Германии в Новосибирск на свой юбилей и могла повстречаться со своими ученицами.
Это была первая основательная за многие годы встреча с педагогом-легендой, воспитавшей всех звезд нашего балета — от народных артисток Любови Гершуновой и Татьяны Кладничкиной, заслуженных артисток России Людмилы Кондрашовой и Веры Тимошевой — до лауреата Всероссийского конкурса, звезды балета Украины Анны Дорош.
Но дело даже не в этих именах, хотя они, конечно, наша гордость. Алиса Васильевна создавала с нуля школу нашего балета, при этом сама являясь ученицей и ассистентом Агриппины Яковлевны Вагановой, работавшей с самим Марисом Петипа. Вот и моя жена была среди ее учениц. Мы, конечно, с Алисой Васильевной встречались — но обычно на бегу, никогда не получалось остановиться и поговорить.
А в 1989 году профессор Берлинской балетной школы Мартин Путке увидел видеокассету с записями уроков Алисы Васильевны, с учениками 1-го и 2-го класса Новосибирского училища, которые она вела. Взял и пригласил ее в Берлин, где она и работала с 1990 по 1998 год, а после осталась там жить. На момент отъезда в Германию Алисе Васильевне был 71 год!
***
Тяга к балету у Ангелины проявилась очень рано. Поэтому уже 12 лет она поступила в хореографический класс Псковской музыкальной школы. А в 15 лет, продолжая обучение в средней общеобразовательной школе, Ангелина зачисляется в труппу областного педагогического театра (позднее ТЮЗ), артисткой балета. Да, уровень псковской хореографической школы всегда был весьма скромен. Поэтому, едва дождавшись окончания общеобразовательной школы, Никифорова уезжает в Ленинград, где поступает в хореографическую школу при Малом оперном театре. Но в 1938 году школу закрывают, и она устраивается артисткой балета в областной оперный театр.
А в 1940 году ее приглашают в престижный в то время Ленинградский театр эстрады и миниатюр — именно здесь Ангелина, с детства не любившая свое имя, берет себе сценический псевдоним Алиса Чигинская.
В то время в театре звездой становится Аркадий Райкин. В ноябре 1939 года он стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив станцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка». Райкин с симпатией относился к молодой яркой танцовщице, и все бы у нее сложилось хорошо со сценической карьерой, если бы не война. В середине июня 1941 года она едет в отпуск в Псков к родителям, но отдохнуть, как мы сейчас понимаем, не получилось: Псков оказался на передовой наступления фашистов.
Молодая артистка балета решила уйти пешком из города, потом сумела сесть на поезд, который был разбомблен, а Алиса получила осколочное ранение и целых пять лет не могла заниматься балетом…
На этом ее хореографическая карьера могла завершиться. Но не с ее характером. Железным характером.
В далеком от балета киргизском городе Токмаке, куда она была эвакуирована на все военные годы, Никифорова начинает заниматься с ребятами простой детской самодеятельностью. Почувствовав призвание к педагогике, Алиса Васильевна в 1945 году возвращается в Ленинград и поступает на отделение педагогов хореографии в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. И вот тут ей бесконечно повезло: она попала на обучение к профессору Вагановой!
Алиса Васильевна училась со свойственной ей огромной энергией. Вот, что по этому поводу написал ее руководитель Н. П. Ивановский в служебной характеристике А. В. Никифоровой:
«…окончила консерваторию не только с отличными оценками, но и с настоящими полноценными знаниями по методике классического, народного и исторического танца.
…прекрасно овладевшая методикой и стилем своего профессора А. Я Вагановой.
…в течение последнего учебного года, будучи студенткой выпускного курса, имела в Ленинградском хореографическом училище самостоятельный класс.
…имеет очень хорошие практические и методические знания, а главное, настоящий хороший художественный вкус и балетмейстерские данные… может быть полезной характерной танцовщицей в театре оперы и балета».
Еще одна весьма существенная деталь.
В 1943 году Алиса Васильевна неожиданно выходит замуж. При этом брак не регистрируется, что по тем временам явление, прямо скажем, редкое. В 1944 году рождается ее сын Александр, с отцом которого к этому времени Алиса Васильевна уже рассталась.
Кем был этот человек — до сих пор тайна, покрытая мраком. Вопреки общему мнению, фамилия и отчество сына Алисы Васильевны — Орленев Александр Александрович — полностью вымышленные.
Да, Алисе Васильевне надо было поддерживать свою молодую семью — она подрабатывала в ремесленном училище, организовала самодеятельность в ДК хлебопекарной промышленности в артели «Ленпромодежда». Ой, как было ей нелегко…
…Потом она уезжает сначала в Ташкент, где работает в хореографическом училище и в театре имени Навои, а затем в Киев, где до 1955 года работает в хореографическом училище.
***
А в это время в очень далеком от Узбекистана и Украины городе Новосибирске свое первое десятилетие отмечал Новосибирский театр оперы и балета. Театр Победы находится на особом положении, лучшие и перспективные кадры со всей страны направляются сюда. И вот в 1955 году Алиса Васильевна, прослывшая к тому времени одним из перспективнейших педагогов-хореографов в стране, приезжает в Новосибирск и устраивается в балетную труппу педагогом-репетитором. Театр в стадии становления, оперный репертуар главенствует над балетным. Своей школы нет. Все, как говорится, привозное. Да, была подлинная забота правительства и областного руководства над становлением театра (не только по принуждению: попробуй-ка отказать Театру Победы!), но и из желания сделать его лучшим театром страны.
Алиса Васильевна с головой окунается в работу. Но в 1956 году у нее в Ленинграде умирает мама. Возникает серьезная проблема с сыном. На выручку приходит старшая сестра Тамара, — к сожалению, у нее не было своих детей, и всю нерастраченную материнскую нежность она направила на маленького Сашеньку. С тех пор она фактически взяла постоянную заботу о племяннике под свою опеку в те периоды, когда Алиса Васильевна уезжала в длительные командировки, которых было великое множество.
***
В 1957 году наш театр готовился к большим двухмесячным гастролям по Китаю. Даже сам великий Мао (тогда бывший в стране как Будда и Иисус вместе взятые) посетил спектакль балетной труппы и сфотографировался с коллективом. Сотрудники труппы имели огромную нагрузку, но если артисты работали в привычном распорядке, то педагоги еще были заняты проведением учебы для всех, кого свезли в Пекин со всей страны. Особо пришлось потрудиться Алисе Васильевне.
Такой успех имел и большой политический подтекст: ведь Китай и тогда был одним из крупных игроков на мировой политической сцене. И вот вопрос, который уже несколько лет изучался в инстанциях (открытие в Новосибирске хореографического училища), в тот момент принял весьма зримые очертания. И в декабре 1957 года училище действительно открывается на базе интерната по улице Романова, 33.
И открывается оно при поддержке трех педагогов, одним из которых, конечно же, была Алиса Васильевна Никифорова.
Не беда, что еще год училище соседствовало с интернатом. Не беда, что пришлось приспосабливать под балетные залы имеющиеся кабинеты и спальные помещения.
Не беда, что дети спали в больших комнатах — и старшие, и младшие. Это было первое в Сибири хореографическое училище. Настоящее!
Гастроли Новосибирского театра оперы и балета в Пекине (1957 г.); в центре — Мао Цзэдун
И надо напомнить, что это было очень творческое время в жизни нашего театра оперы и балета. В Новосибирск приезжали на работу самые прогрессивные по тому времени деятели балета: Петр Гусев, Юрий Григорович, Никита Долгушин. Ставил свои первые спектакли Виноградов, Касаткина с Василевым. Словом, жизнь кипела. Вскоре окончили училище и пополнили балетную труппу нашего театра Александр Балабанов, Валерий Бубнов, Николай Жеребчиков, Людмила Крендель, Татьяна Пузь, Вера Смирнова, Галина Черепенько, Анатолий Бердышев, Иван Диденко, Галина Колтыгина, Станислав Колесник, Людмила Кондрашова, Владимир Рябов, Наталья Соковикова, Елена Степанец, Любовь Гершунова, Владимир Похабов, Анатолий Тамашевский, Людмила Попилина, Людмила Чужайкина, Константин Блейхрот, Надежда Бубенова, Сергей Крупко, Ольга Бадер, Илья Балашов, Александр Горбацевич, Ирина Вакарина, Татьяна Кладничкина, Вера Тимашова, Лариса Шахватова, Андрей Беспалов, Светлана Трубецкая и многие другие.
Десятки учеников Алисы Васильевны работают по всему миру, передавая методику обучения балетом, которую заложила в них Алиса Васильевна. Наверное, будет лишним подробно останавливаться на результатах всероссийских конкурсов имени Вагановой в 1987, 1988 и 1990 годах, когда ее ученицы блистательно выступили, упрочив славу педагога. Напомним хотя бы две фамилии — Яна Казанцева (первая премия) и Анна Дорош (вторая премия) И Яна, и Анна блистают на сценах своих театров до сегодняшнего дня!
Алиса Васильевна была человеком, одержимым танцем и обучением танцу. Только такие люди добиваются результатов в спорте и балете. Балет не любит ленивых, расслабленных. Человек, попавший в этот жернов в раннем детстве, бывает и остается в нем до своего последнего часа. Да, я бы сравнил балет со спортом: те же запредельные физические нагрузки, ежедневные, из года в год. Я видел балерин, у которых судороги рвали мышцу после вариации, а они, плача и одновременно улыбаясь, вновь выходили на сцену, на коду… Видел балерин, которых с пугающим грохотом роняли партнеры с верхних поддержек…
Балет не любит слабых. Как не любит и спорт. Не зря же в аптечке любой труппы находятся те же препараты, что и в аптечке спортивной команды.
Любила ли Алиса Васильевна своих учениц? Безусловно, любила.
А иначе как можно объяснить тот факт, что когда мою супругу положили на экстренную операцию в клинику Мешалкина, Никифорова, бросив все, приехала в больницу и поддерживала всех ее близких.
Но при этом она была очень строгим наставником. Когда она видела, например, бездумную «демонстрацию шага», становилась нетерпимой: «Вы не работаете!»
И на возражение, что, дескать, нет, я работаю, приводила один и тот же пример: «На стройке тоже работают, нося кирпичи с одного угла площадки на другой. Думать головой — вот основная задача артистки балета! Головой, а не ногами!»
P.S. Вот написал я этот материал и задаю себе вопросы. Алиса Васильевна Никифорова, создав школу балета, отдала Новосибирску 35 самых плодотворных лет своей жизни. Сколько у нас в истории города личностей такого масштаба, как она? Нам что, трудно поместить мемориальную доску на доме, где она проживала, по улице Орджоникидзе, 27? Или на здании хореографического училища? Все балетные педагоги знают, что практически невозможно (например, на бумаге) описать методику обучения классическому танцу. Зная это, Алиса Васильевна одна из первых купила кинокамеру и снимала свои уроки на 8-миллиметровую пленку. Так вот, коробки с этими лентами были записаны на видеокассеты, но не переведены в«цифру». И что, теперь весь этот огромный архив исчез? Он сегодня никому не нужен?
Убежден, что нужен. И к его возвращению необходимо подключиться Министерству культуры, хореографическому училищу, театру оперы и балета. Пока мы не научимся достойно чтить память людей такого масштаба, как Никифорова, я даже не знаю, как к нам с вами можно относиться.
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»