В избирательной кампании-2018 «Единая Россия» намерена выиграть губернаторские выборы в субъектах СФО и взять большинство избирательных округов.
СИБИРСКИЙ межрегиональный координационный совет партии «Единая Россия» на этой неделе обсудил в Новосибирске подготовку к выборам. Ими в СФО охвачены практически все субъекты Федерации. В повестке 9 сентября 2018 года — выборы 6 высших должностных лиц регионов, 5 представительных органов власти, 3 муниципальных главы административных центров субъектов да плюс масса менее значительных голосований. После заседания руководитель координационного совета, депутат Госдумы Виктор Зубарев ответил на вопросы «Новой Сибири».
— Виктор Владиславович, расскажите вкратце о роли межрегиональных координационных советов в структуре партии.
— МКС сегодня — это как структура полномочного представителя президента в федеральных округах, только в партии. Отвечает за все, что происходит в регионе, включая, конечно, и выборные кампании. Вообще, МКС существуют давно, но Андрей Анатольевич Турчак, когда стал секретарем Генсовета, их укрупнил, усилил и дал им дополнительные полномочия, в том числе идеологические. В итоге это работает — мы получили очень тесный контакт с регионами, прямую связь.
— Какие задачи стоят перед советом в этом выборном сезоне?
— Выиграть. Мы — партия, на которой держатся стабильность государства и его развитие, поэтому других задач перед нами стоять просто не может.
— Всегда ли этот выигрыш будет получен в борьбе? Например, соглашения «ЕР» с КПРФ, достигнутые в Новосибирске, многие оценили как сговор.
— А мы оцениваем соглашение, достигнутое в Новосибирской области и ряде других сибирских регионов, как пример политической работы в интересах развития регионов. В нем тренд новой, современной политики. И «Единая Россия» как фундамент стабильности государства сегодня показывает, как это может происходить.
Новосибирский опыт не уникален. В Омской области такой консенсус в поддержке кандидата в губернаторы удалось найти со «Справедливой Россией» и КПРФ. Понимание тут простое: у нас есть общий национальный лидер, население его поддержало безоговорочно — и мы, конечно, ориентируемся на его позицию. Поэтому я приветствую такие решения КПРФ и других партий, которые именно ради неполитических целей, ради улучшения жизни людей идут на такие совместные решения.
При этом я бы не сказал, что такие действия снижают политическую конкуренцию. У партий остается простор для нее на выборах представительных органов власти. К тому же вот что важно: в альянсах вокруг фигур высших должностных лиц региона достигаются стратегические договоренности. В тактическом плане, я думаю, еще пух и перья полетят. И для политического процесса, для демократии это хорошо.
— Насколько вообще благоприятен нынешний момент для партии? Рост цен на ГСМ, правительственные предложения по пенсионному возрасту…
— К этому надо добавить и ожидаемое повышение ставки НДС с 18 до 20 процентов. Это ведь и для бизнеса, и для простого человека момент непопулярный.
Но я должен сказать, что благоприятных моментов для партии большинства, для правящей партии вообще не бывает. Реформы всегда сначала бьют по имиджу партии, но только время показывает, верным ли был ее политический курс.
Вспомните модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Реформа ЖКХ вызвала огромные дискуссии. С одной стороны, масштаб ожидавшихся проблем пугал людей. С другой — было понятно, что невозможно дальше оставаться в советской парадигме. По ходу реформы люди начали привыкать, возникли программы поддержки социально незащищенных групп населения… Да, сейчас вопросов тоже много, но это уже рабочие, решаемые вопросы. А на старте все выглядело иначе, что и привело к временному снижению в уровне доверия к партии.
Точно так же сегодня мы стоим на пороге мощного обсуждения предложений, которое сделало правительство по совершенствованию пенсионной системы. Партия, приняв этот вызов, дойдет до каждого жителя, получит обратную связь и донесет ее до правительства, чтобы были приняты максимально взвешенные решения.
Вся работа партии — это и есть именно такая политическая работа. Мы приводим наших депутатов и наших глав к руководству регионом, городом, поселком, страной и несем за это ответственность.
— Какие меры будете предпринимать для снижения политических рисков этой дискуссии?
— Идти и объяснять позицию партии. Главное — не бояться встречаться с людьми. Об этом мы и говорили на заседании координационного совета в Новосибирске. Не скрою, не всем собравшимся было понятно, с какой позицией выходить в эти дни к людям. Надо было поговорить о том, почему мы считаем наше дело правым. Объяснить, что без этих решений двигаться вперед в экономическом развитии страна не сможет. Если сейчас спрячем голову в песок и уйдем из этой дискуссии, то как политиков, как партию нас можно будет считать несостоявшимися. А еще это безответственно по отношению к будущим поколениям.
Партия понимает, что дальше жить без экономического развития нельзя. Этого требуют и люди. Мы исходим из того, что идеологию безусловного приоритета материальных ценностей, царившую в 90-е годы, народ России не принял. Но, с другой стороны, мы все равно хотим жить лучше в материальном плане, а для этого стране необходим экономический рост. Задача партии — объяснять, что поэтапно мы идем именно к этому, видя целью рост благосостояния наших граждан.
— Существует ли единая схема взаимодействия с политическими оппонентами в регионах, где идут выборы глав?
— Единая схема была при КПСС. А сегодня в каждом регионе свой политический ландшафт и соответствующая ему схема.
В Алтайском крае мы поддержали беспартийного кандидата, которого поддерживают и другие партии. Думаю, позиции «Единой России» от этого улучшатся. Очень важен консенсус в Хакасии — там одновременно проходят выборы в четыре уровня власти — глава республики, Верховный совет, мэр и горсовет. Непростым регионом считалась раньше и Тува, но сейчас там наметились хорошие экономические сдвиги и очень позитивно сказывается поддержка со стороны Сергея Кужугетовича Шойгу.
В Красноярском крае совершенно особая ситуация: есть кандидат, Александр Викторович Усс, председатель заксобрания в пяти созывах. Такой лидер, который вокруг себя консолидирует всех — левых, правых, и в этом смысле он идеально подходит для руководства краем. Я думаю, Владимир Владимирович, когда принимал решение о его назначении, учитывал именно это. Но город Красноярск с позиций партии «Единая Россия» достаточно сложный. Поэтому выборы там в этом году для нас очень принципиальны. Мы должны не только выиграть, но выиграть с большим перевесом. Крайне непростая и сложная задача.
В Кемеровской области тоже идут уникальные и очень сложные процессы. Здесь мы демонстрируем обновление, с уважением относясь к тому, что делал для региона Аман Тулеев.
— Риск обновления обоснован?
— Но мы же не работаем ради процентов. Мы работаем на ускорение экономического роста, на улучшение жизни людей. А новому губернатору для реализации этих задач нужна новая команда.
Вообще, запрос на обновление существует во всех регионах, но проявляется везде по-разному. В Алтайском крае все ждут смены действующих лиц. Не то чтобы люди были плохие — просто усталость наступила от них. В Красноярске тон задает внутриэлитная борьба. В Кемеровской области такого запроса не было — просто так сложились обстоятельства. В том числе трагические.
А Новосибирская область к обновлению шла естественным путем, и поэтому здесь оправданно привлечение молодого, талантливого руководителя из кадрового резерва. Андрею Александровичу непросто, хотя он к Новосибирску по ментальности, по характеру, уровню интеллекта подходит идеально. Просто вопрос «свой — не свой» здесь всегда стоит особенно остро. Столичное мышление. В Новосибирске вообще столичность зашкаливает — выше, чем в Москве. Люди повышенной гордости. Я работал в новосибирском Академгородке, знаю, о чем говорю.
— Стоят ли перед координационным советом задачи по процентам голосов?
— В стратегии губернаторов процентов нет. В стратегии представительных органов — да: мы должны получать от 50 до 80. Но это не какой-то план, это необходимый уровень поддержки, позволяющий партии работать в интересах жителей конкретных территорий и регионов.
— А по явке? После заключенных вами альянсов она может оказаться невысокой…
— Мобилизационную работу мы ставим на первый план. Мы всегда призываем людей спрашивать с партии не только в дискуссиях, но и на выборах свою позицию выражать ответственно. И приходить на участки, голосовать.
— Какова будет роль «Единой России» в кампании Андрея Травникова?
— В первую очередь — мобилизационная, для Новосибирска это актуально. Второе — конечно же, в дальнейшей работе, в реализации всех планов по развитию территории. В этой работе мы бы хотели быть ему надежной опорой.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»