Новосибирский избирком зарегистрировал потенциальных мэров. Более ярких событий, связанных с кандидатами в мэры, пока не происходит.
ТАК УЖ СЛУЧИЛОСЬ, что борьба за пост мэра Новосибирска начала стремительно набирать обороты в тот день, когда экс-градоначальник Владимир Городецкий в политическом смысле себя похоронил. Кто бы мог предположить, что за наследство Владимира Филипповича, превратившегося в политического мертвеца ради поста замгубернатора, развернется такая битва? Городская избирательная комиссия едва не утонула в заявлениях «охотников за сокровищем» в виде кресла первого лица в городе. На этой неделе сбор заявок закончился: официально зарегистрированных кандидатов —17.
В некотором смысле апрельские выборы мэра — это своеобразный юбилей. Новосибирцы проголосуют за градоначальника в пятый раз. И эти выборы запомнятся надолго: такого ажиотажного спроса на пост мэра в Новосибирске не было никогда. В предыдущие годы не было недостатка в кандидатах. Но до регистрации доходила от силы дюжина из них. А до самого дня голосования — максимум шесть человек. Это было 14 лет назад, когда «сокровище» (вернее, пост мэра) досталось, кстати, Владимиру Городецкому в первый раз.
Сколько человек в качестве кандидатов дотянут до дня голосования, пока судить рано. Может быть, получится рекорд. А пока Новосибирск стал рекордсменом по количеству выдвижений претендентов в мэры. Избирком получил официальные уведомления от 32 желающих вступить в гонку. Причем трое из них делали это по два раза: снимали свои кандидатуры, потом снова выдвигали. В сумме — 35 выдвижений. Такого достижения в Книге рекордов России раньше не было. Исправили, теперь есть.
17, конечно, не 35 и даже не 32 — и все же немало. Но нашим людям угодить непросто. Если бы кандидатов было меньше, чем пальцев на одной здоровой руке, электорат резонно ворчал бы: опять выбирать не из кого. Теперь вроде бы они в лучшей ситуации, чем радистка из анекдота. «Кэт, возьмите мою большую любовь», — сказал Штирлиц. У Кэт не было выбора, и она взяла.
НОВОСИБИРЦЫ в таком положении, что вспоминается «День выборов» от «Квартета И»: «Скоро выборы! Голосовать можно за кого угодно…» Причем «за кого угодно» в буквальном смысле. Хочешь — за «крепкого хозяйственника», даже трех, а не хочешь — за просветленного. Да хоть за Паука. И все равно слышится: «Что за бардак!» В общем, вы уж определитесь, товарищи-граждане.
Впрочем, для этого время еще остается. Почти месяц, за которые 17 кандидатов на пост мэра Новосибирска могут успеть показать себя во всей красе. И опять вспоминаются строчки из пиратской песни «Острова сокровищ»: «Йо-хо-хо, веселись, как черт!» И мы не будем занудами: скучной эту предвыборную кампанию назвать трудно. Претенденты в градоначальники стараются — даже наперегонки на машинах катались.
А сейчас и вовсе избирательная кампания напоминает то криминальный детектив, то психологический триллер про маньяков. Что ни день — партийный флаг у волонтеров похитят, агитационный стенд украдут или даже два. Сайт КПРФ скрупулезно отчитывается о шокирующих происшествиях, последний произошел буквально на днях: «На остановке «Плановая» молодой человек схватил агитационный стенд с изображением кандидата-коммуниста и убежал во дворы». Похоже, в Новосибирске орудует банда фетишистов. Хорошо, что агитаторы не работают с надувными кандидатами — налеты могли бы участиться.
Интересно, конечно, зачем злоумышленникам нужен агитматериал? «Новая Сибирь» даже набросала психологический портрет такого маньяка: в уединении он представляет, как медленно вводит в избирательную урну бюллетень, и от этого у него резко поднимается гражданское самосознание. Дарим эту версию правоохранительным органам. Вдруг они возьмутся за поиски этой странной «бригады». Пока кандидат совершенно не остался без предвыборных материалов.
По информации сайта КПРФ, флаги и агитационную литературу скупают представители избирательного штаба одного из конкурентов кандидата от КПРФ. Ведь это тоже, в некотором смысле, серийная история. Такое уже было год назад, перед довыборами в Заксобрание Новосибирской области по округу № 18. Самовыдвиженец Владислав Сергеев рассказывал тогда загадочную историю о пропаже своих предвыборных плакатов. «Двое неизвестных напали на расклейщиков и украли тысячу экземпляров агитпродукции. Наклеили их в таких местах, в которых я даже придумать не мог». Так что можно пофантазировать, в каких местах могут обнаружить украденные флаги.
Коммунисты пишут заявления о пропаже материалов в соответствующие органы. Но те пока не помогают. «Новая Сибирь» предполагает, что они готовятся к спецоперации. Или, может быть, уже внедрили агента и скоро накроют черный рынок по поставке красных флагов.
Илья Пономарев тоже не надеется на правоохранительные органы. Его избирательный штаб также сообщает о фактах нападения на волонтеров. Но кандидат излучает спокойствие и пацифизм. 4 марта на своей страничке в соцсетях так и написал: «Ну что... Ловить молодчиков, напавших на наших агитаторов, придется самим, видимо. И вооружать травматами». В конце сообщения был смайлик.
Вот такая зарница и казаки-разбойники. Где тяжелая артиллерия, захудалая война компроматов? Справедливости ради стоит сказать, что в сети что-то такое появлялось. Недолго гуляло по интернету видео «Дело пестрых» о кандидатах не от партии власти. Полностью не посмотрели, но до момента, где Пономарева называют «правым либералом», добрались. И мы согласны, что марксист может быть правым. И основатель «Левого фронта» наверняка тоже может быть правым. Если он в чем-нибудь оказался прав, например, то какой же он еще! И первое слово в словосочетании «Справедливая Россия» (в которой когда-то Илья Владимирович состоял) навевает ассоциации на «правый». И вообще существует много других умных слов: подкустовый выползень, ластоногая коза, выводок африканских одноразовых бабочек и даже медведь-летун — мы это знаем благодаря «Квартету И» и их «Дню радио». А вот судить о том, что такое «Пономарев — правый либерал», не беремся…
Довольно тихо проходит еще одна избирательная кампания в Новосибирске. 6 апреля жители Калининского района будут голосовать не только за мэра, но и за депутата, который претендует на вакантное место в городском Совете депутатов. Его освободил единоросс Иван Сидоренко, когда ушел в Законодательное собрание.
И поначалу, казалось, кампания здесь будет горячей. Даже кандидат-двойник появился. КПРФ успел обозвать его спойлером, так как по странному стечению обстоятельств, как и кандидата от коммунистов, того тоже зовут Андрей и тоже Попов. Но самовыдвиженца Андрея Попова избирком не зарегистрировал. А Попов от КПРФ на округе №13 — известная личность. В свое время он был соперником Ивана Сидоренко и отстал от него на шесть процентов. Сейчас основная борьба, скорее всего, развернется на этом округе между коммунистом Поповым и Глебом Дебовым. Второй — выдвиженец «ЕР» и директор по строительству ООО «Энергомонтаж». Того самого, что возглавляет Иван Сидоренко…
Кому-то может показаться: какая-то странная в Новосибирске избирательная кампания. Не очень-то активная, а кто-то даже скажет, что скучная. Но, с другой стороны, это значит: не так уж и много желающих профанировать выборы вместе с комичным персонажем Пауком. Основные кандидаты занимаются серьезными делами. Андрей Ксензов рассуждает об Уинстоне Черчилле, Анатолий Локоть отправляется на Украину. На прошлой неделе в Новосибирск наведывался глава фонда «Сколково» Виктор Вексельберг — повод вспомнить о вкладе Ильи Пономарева в продвижение инноваций. А исчезновение флагов, стендов — такая мелочь. Обывателям, естественно, хочется шоу. Вот они и ждут, чтобы кандидаты друг против друга поактивнее работали. Но, во-первых, может быть, они предпочитают не мелочиться и ждут самого ответственного момента. Во-вторых, некоторые из них договорились не критиковать друг друга.
Елена АНИКИНА, «Новая Сибирь»