Председатель заксобрания в итоги года внес отсутствие среди депутатов политической «турбулентности» и их нацеленность на результат.
В ИТОГИ года председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив вносит несколько принципиальных законов, принятых в 2019 году, а также отсутствие политической «турбулентности» в депутатской работе. Это иллюстрирует, в частности, то, что все поправки в региональный бюджет сессия принимала единогласно.
Деньги от стабильности
— Как мы отработали очередной год… Для меня как для председателя важна консолидация, которой мы добились, невзирая на политические амбиции. Мы приняли бюджет единогласно, мы по всем законам находим компромисс.
Чтобы наш регион был лидером, между ветвями власти не должно быть внутренних распрей. Для инвесторов, для федеральных властей это хороший показатель. Поэтому, я считаю, мы просто обязаны сохранить тот баланс сил, который сегодня есть у нас в Новосибирской области.
Главные решения года
— Наша основная роль — контроль за бюджетной эффективностью. Вот закон о госсобственности — он революционный, прорывной. Зря его боялись, он нужен не для политических амбиций депутатов, как нам пытались рассказать. Сегодня исполнительная власть видит все плюсы этого закона, депутаты из регионов Сибирского федерального округа едут к нам, просят его, чтобы его принять в своих регионах.
Второй важный документ — новый закон об аграрной политике. Главная его линия — ограничить большие агрохолдинги в доступе к господдержке, направить ее малым и средним хозяйствам. У области нет бюджетных возможностей финансировать огромные комплексы. Наша задача — сохранение сельского образа жизни. Я за это бился на протяжении 10-12 лет, а теперь мы видим, что оказались в федеральном тренде.
То же самое произошло и с нашей работой по вопросам эффективности деятельности областных технопарков с точки зрения управления госсобственностью. Сегодня региональные счетные палаты проверяют технопарки по всей стране, а мы начали немного раньше. Вы помните, какие факты вопиющие были выявлены? Бюджет потратил туда миллиарды, а мы всего лишь ставили вопрос, чтобы они если не прибыль зарабатывали, то хотя бы «в ноль» выходили.
Важное направление — контроль за лесной сферой. С этим вопросом мы два совещания провели в Сузунском районе, привлекли лесхозы из других районов. Результат таков: за полгода цена закупки леса в районе выросла на 20 процентов. Сузунский лесхоз из 47 тысяч кубометров 10 перерабатывает. Надеемся, что в 2020 году увеличит объемы до 20-25 тысяч кубометров.
Неправильно, когда местный бизнес отодвигают
— Позиция заксобрания по отношению к группе «ВИС» не менялась с начала дискуссии о четвертом мосте. Мы навряд ли сможем забыть те 44 миллиарда, на которые была завышена его стоимость. Теперь компания, принадлежащая той же группе, выполняет функцию регионального оператора по обороту отходов, организует вывоз мусора. В итоге, как было замечено, практически все наши перевозчики были отодвинуты от подряда. Я считаю, это в принципе неправильно, когда местный бизнес отодвигают. С нового года придет новый перевозчик, который выиграл у них все тендерные процедуры. Правда, в результате департамент по тарифам обязан был снизить тариф с 88 до 59 рублей. Насколько качественно будет оказываться услуга за эти деньги — жизнь покажет. Но пока мы не видели подвижек даже с вывозом мусора.
Государство должно?
— Так называемый «Закон о 100 кубах», предусматривающий выделение деловой древесины для строительства жилого дома, работает неправильно. За годы работы этой нормы в регионе ею воспользовались 2400 человек. Но у нас даже нет данных, сколько домов в результате построено. Министерство экологии отвечает: порядка 20-25 процентов. А остальное все просто ушло.
Понятно, что нужно что-то менять. Мы изучаем, смотрим опыт других регионов. Я не стал бы сейчас делать определенных заявлений, но, тем не менее, есть вариант реализовывать эту льготу в денежной форме — помогать тем, кто действительно нуждается в строительстве дома. Может быть, норму придется уменьшить, потому что 100 кубов — это жилой дом 120-140 квадратных метров.
Но для начала необходим как минимум просто контроль. Взял лес — покажи, где дом. А иначе нельзя — мы не можем так расточительно относиться к нашим лесным ресурсам.
Еще один больной вопрос — обязательства выделения земли определенным категориям граждан. Земли в области много, но далеко не вся она востребована — все ведь хотят рядом с областным центром...
Но вопрос еще и в другом. Если уж мы даем землю многодетной семье или ветерану, то она должна быть обеспечена инфраструктурой, коммуникациями. Если просто дать в чистом поле — завтра начнутся проблемы: газа нет, воды нет... А кроме этого, есть в этом что-то такое же, что происходит и с льготами по деловой древесине. Ни для кого же не секрет, что нередко выделенные участки перепродаются на следующий день. Нужно точечно решать, на самом ли деле человек нуждается в льготе, и вот тогда помогать.
Беспартийный политик?
— У нас были споры, в том числе и на площадке заксобрания, и вывод получился такой: депутат-одномандатник работает больше, он ближе к делам округа. При этом, я считаю, партийная составляющая в заксобрании должна быть. Потому что есть вопросы глобальные, не касающиеся какого-то одного округа.
Сам я много лет во фракции, практически с 2001 года, когда впервые стал депутатом. Я не член партии, но никогда не отделял себя от «Единой России». Я считаю, что руководить заксобранием в статусе беспартийного правильнее. Это не запрещено уставом партии — идти на выборы, возглавлять штаб… Я свою задачу всегда видел в другом: мы просто обязаны сформировать работающее, профессиональное законодательное собрание. Мой статус начальника штаба меня обязывает ровно к одному — мы должны пройти выборную кампанию достойно, как и работали эти четыре года. Мы, невзирая на партийные принадлежности, работали на результат. Политические разногласия между депутатами были, есть и будут. Но всегда нужно уметь находить «золотую середину», полезную для Новосибирской области.
В выборный сезон 2020 года политической турбулентности не избежать. Это нормальный процесс. Борьба должна быть по определению: между партиями, между кандидатами. Но можно это все по-разному делать. Ведь не секрет, что многие ничего не умеют, кроме как говорить, критиковать. А надо находить все-таки людей, которые умеют работать.
Записал Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»