Почему глава представительной власти сибирского города пытается избавиться от недавно избранного при его участии мэра.
Недавно Новосибирск отметил успешный отчет нового мэра перед Советом депутатов: он был принят не просто единогласно, но и буквально с помпой, а также с выводами о наконец закончившейся эпохе прямых муниципальных волеизъявлений. Это кажется закономерным, ведь городом теперь заведует не просто выдвинутый губернатором, но и избранный депутатами руководитель. Вот только станет ли это правилом в формирующейся во всей России новой практике? Увы, история из столицы Тувы, охваченной конфликтом между ветвями муниципальной власти, заставляет в этом усомниться.
Гром среди ясного неба разразился в Кызыле после того, как суд удовлетворил иск главы городского хурала (по-нашему горсовета) об увольнении мэра города. Руководитель администрации республиканской столицы с первым поражением мириться не желает, обещая передать дело в более высокие судебные инстанции вплоть до Верховного суда России.
Иск обосновывался бездействием администрации Кызыла по широкому кругу вопросов городского хозяйства, но в мэрии с такой постановкой вопроса не согласны. «Где бездействие? Бездействия здесь никакого нет, — возмущается вице-мэр Александр Черноусов. — На суде мы, представители мэрии, дали ответы на все вопросы. Все было выполнено, доказано и представлено. Однако решением суда был удовлетворен иск главы городского хурала, что я считаю неправильным».
То обстоятельство, что и спикер Ирина Казанцева, и мэр Карим Сагаан-оол являются членами партии «Единая Россия», добавляет интриги. Но эксперты считают: состоявшийся процесс — лишь видимая часть айсберга «необъявленной войны» против секретаря совета безопасности страны Сергея Шойгу, поддержавшего в свое время выдвижение Сагаан-оола на пост мэра. И противостоит ему не столько Ирина Казанцева, сколько действующий глава Тувы Владислав Ховалыг, который сейчас, видимо, ищет опору в тех башнях Кремля, которые теоретически должны противостоять бывшему министру обороны России.
Право на замену судьи
«Чем Сагаан-оол не угодил новому главе республики Владиславу Ховалыгу, не знаю, — комментирует события в Кызыле известный российский политолог Константин Калачев. — Но очевидно, что тот решил избавиться от молодого и перспективного политика».
Федеральные политические эксперты историю из Кызыла своими комментариями не обходят, отмечая, что не могут припомнить прецедента, когда глава представительной власти региональной столицы вдруг подает такой иск в суд. «Это потому, что поменялись внутриэлитные расклады», — отмечает наш собеседник.
Характерно, что на события в столице Тувы откликнулись пока только федеральные средства массовой информации — правда, с задержкой и некой спецификой. Например, ТАСС, описав историю почти неделю спустя, даже не допускал, что решение суда еще не вступило в законную силу. Зато местные СМИ молчат: то ли как рыбы, то ли потому, что явно знают нечто большее.
Зато в разговорах сразу появились версии о тайной подоплеке: якобы решение было бы совсем другим, если бы не произошла замена судьи. Дело действительно сначала досталось судье Верещагиной, но якобы из опасения, что недавно переехавшая из Абакана женщина не справится с местными реалиями, его передали судье Биче-оол. И это уже она «практически в одном заседании с перерывом на ночь» сделает вывод, что Карим Сагаан-оол «не исполняет должным образом обязанности мэра».
Среди гидрантов и пирсов
В решении, кстати, говорится, что Кызылский городской суд иск удовлетворил «частично». Наверное, такая формулировка ловко оправдывает тот факт, что половина из выдвинутых Казанцевой обвинений были явно не по адресу. А потом Карим Сагаан-оол публично отверг и все остальные претензии председателя Хурала.
«Работа идет, — отметил мэр, пообещав обжаловать решение об увольнении. — По каждому пункту у нас есть доказательства».
Действительно, каждый, кому Кызыл не чужой город, знает, что мэрия активно занималась вопросами строительства пирсов на Енисее, хотя именно отсутствие такой работы в первых же строках иска ставится мэру в вину.
«Мы ее начали в 2022 году, проведя обследование с помощью гидрологов из Красноярска, которые определили места, где пирсы будут установлены, — комментирует первый заммэра Александр Черноусов. — Два года назад на проектные работы были выделены три миллиона рублей, а в прошлом году было определено, что стоимость всех пирсов составит 49 млн рублей, эти деньги были заложены в бюджет 2025-26 годов».
Еще более странным в иске Казанцевой выглядит раздел про гидранты: мэрия обвиняется в том, что в городе их не работает более 300. «Почему за их исправность должна отвечать мэрия Кызыла? — задается вопросом Александр Черноусов, только что показавший, что нерабочим признан только 41 гидрант. — Мы проводим заседания комиссии по ЧС, заслушиваем собственников гидрантов, контролируем, как они исполняют принятые решения. Назвать это бездействием никак нельзя».
Пожарная безопасность — больное место для города. У местного оператора водоснабжения есть инвестпрограмма по обеспечению гидрантами западной, южной и восточных частей Кызыла, но проект схемы водоснабжения требует актуализации. «Мы это выполнили в прошлом году и вернемся к вопросу в нынешнем», — комментирует Черноусов.
Ну а наиболее нелепым обвинением в мэрии считают проблемы с пассажирскими перевозками. «В городе создана единая диспетчерская служба, контролирующая все маршруты, из-за чего количество жалоб значительно сократилось, — утверждает первый заммэра. — В системе «Умный транспорт» мы в режиме реального времени видим все 188 автобусов».
Отходы и доходы
Один из фрагментов иска главы городского хурала вообще способен возмутить большой коллектив муниципального казенного учреждения «Благоустройство». Так и случилось бы, если б они услышали, что выходили на уборку мусора только по ее указке. «Каждый день ведется такая работа во всем городе, и никто не ждет поручений от Казанцевой, — заметил Черноусов. — Другое дело, что урны наполняются, но это же, как говорится, жизнь».
Обвинения главы городского хурала в нарушении бюджетного законодательства категорически отвергает первый заместитель мэра по экономике и финансам Екатерина Даржай. «Три года назад рост собственных доходов составил 18 процентов, но если в позапрошлом году он вырос на 14 процентов, то в 2024 году рост был обеспечен на 35, — показывает она на графике динамику доходной части. — Причем если муниципальный долг за два года был снижен на 2,3 процента, или на 13 млн рублей, то в прошлом году сократился на 29 процентов, или на 161 млн».
У жителей Кызыла нет сомнений, что у их города могут быть недостатки. Однако объективно из 40 показателей, установленных президентом РФ для оценки эффективности деятельности муниципалитетов, требуемого уровня муниципалитет не смог достичь только по пяти. «Не случайно мэрия Кызыла находится на первом месте в рейтинге муниципальных образований Тувы», — отмечает Даржай.
Начальник департамента капитального строительства Александр Ондар приводит говорящие факты: за два прошедших года все работы по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды» выполнены в полном объеме, и это подтверждено проверкой генпрокуратуры и казначейства. «Только два объекта сданы невовремя, из-за чего подрядчик был оштрафован, а в УФАС были направлены предложения включить его в реестр недобросовестных подрядчиков», — сообщил глава департамента.
Оценка за работоспособность
Показательно, что реальное обсуждение конфликта развернулось не на страницах официальных СМИ. Так, Сергей Конвиз, которого никогда нельзя было заподозрить в симпатиях к власти, на специализированной дискуссионной площадке «Региональные комментарии» отмечает: «Все претензии к Сагаан-оолу явно надуманные».
Людям, судя по позиции журналиста и известного в республике правдоруба, симпатизирует, что Карим Сагаан-оол не был замечен в криминальной распродаже городской собственности, «не занимаясь самопиаром, сумел создать работоспособную команду, которая много хорошего сумела сделать для города, невзирая на сложные финансовые проблемы столицы». За атакой на мэра люди видят тень главы республики Владислава Ховалыга, который «всегда к деятельности мэра относился с ревностью, вспоминая своё бесславное мэрство».
«У мэрии Кызыла почти нет полномочий, поэтому спрашивать с Сагаан-оола нечего, — резюмирует он, выражая мнение большинства людей. — А вот Казанцева, как глава города, должна отвоевывать для города полномочия, но действий от нее в этом плане не наблюдалось».
Виктор КУУЛАР, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»: