Проект регионального бюджета на 2025 год направлен на первое чтение, а депутаты заксобрания уже готовят поправки ко второму.
Судьба проекта бюджета Новосибирской области на 2025 и плановый период 2026—2027 годов была ясна еще до того, как назначили день его рассмотрения. Документ прошел все необходимые процедуры (публичные слушания, комитеты), и все это обеспечило ему лояльность на сессии законодательного собрания. Но это ведь только про первое чтение — оно, как известно, лишь даёт старт ключевому обсуждению на темы возможных уступок, деталей и поправок. О направлениях дальнейшей работы над документом можно судить по заседанию бюджетного комитета, традиционно предварявшего рассмотрение сессией.
Основные параметры бюджета звучали уже не раз. Если вкратце, основными его принципами стали незыблемость социальных обязательств и приоритеты помощи специальной военной операции. Из макроэкономических факторов на цифры сказались замедление мировой экономики и ужесточение денежно-кредитной политики. Из региональной специфики — высокий спрос на трудовые ресурсы и достижение местной экономикой, как это назвал зампред правительства и министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, «потолка роста».
Министр подчеркивал: формирование бюджета проходило «под знаком внутренних структурных изменений в экономике», и это не позволило добиться «высокой степени достоверности». Однако главные требования выполнены — зарплаты бюджетникам и социальные выплаты проиндексированы, поддержка нужд СВО обеспечена, ресурсы для уже начатых инфраструктурных объектов заложены.
В итоге на 2025-й пока записано 301,3 млрд рублей доходов, 334,4 млрд расходов. Дефицит при таком раскладе составит 33 млрд, что приблизит уровень долговой нагрузки региона к максимально допустимому.
Представляя проект закона в таком виде, министр финансов задал первое направление для его корректировки: документом не отражены, но уже предварительно известны ожидания поступлений средств из федерального бюджета — порядка 24,5 млрд рублей. Депутат Николай Машкарин с надеждой уточнил, не скажется ли эта сумма на размер дефицита, но нет: она отразится в расходной части, в обязательствах по федеральным программам.
Регион получит из Москвы примерно 5,4 млрд на дороги, 2,5 млрд на модернизацию первичного звена здравоохранения, 1,6 млрд на модернизацию школ, 1 млрд на развитие беспилотных авиационных систем, 500 млн на модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также 800 млн на социальные контракты и 700 млн на городскую среду. Но каждый федеральный рубль региону придется софинансировать. Ориентировочно эта нагрузка оценивается в 19 млрд, и Виталий Голубенко сразу назвал поиск внутренних возможностей для ее покрытия главной задачей поправок.
В какой-то степени это была метафора: для депутатов все же «главнее» расходы на выполнение наказов избирателей. Зампредседателя комитета Дмитрий Франчук напомнил о емких с этой точки зрения региональных целевых программах «Школьное окно» и «Школьная кровля». «На 2025—2027 год пока финансирования по ним не видно», — констатировал он. А значит, это и станет одним из направлений для «торга» между первым и вторым чтениями.
Однако прения по направлению «Наказы избирателей» в публичную плоскость не попадут — они выведены на специальное совещание, которое проходит при участии председателя заксобрания Андрея Шимкива и первого зампреда правительства Владимира Знаткова.
С вопросом о долговой нагрузке региона решил разобраться депутат Валерий Червов: если по итогам 2024 года она составляет порядка 95 млрд рублей, то по следующему году с учетом дефицита вырастет до 122 млрд — близко к предельному уровню. «Как мы дальше жить будем?» — вежливо поинтересовался он.
«Валерий Дмитриевич, мы будем жить по средствам», — ответил Виталий Голубенко. А в развитие пояснил: более половины в структуре внутреннего долга — удельный вес федеральных бюджетных кредитов. Именно ими покрываются решения «кома задач», которые регион перекладывает с года на год, текущей деятельностью обеспечивая выполнение приоритетных задач.
«Текущие расходы мы обеспечим приростом собственных средств. А расходы, связанные с капстроем, с модернизацией, с бюджетом развития, чтобы не уводить эту историю в долгострои или в заморозку, пока закрываем заемным финансированием», — говорил министр.
На необходимость финансирования программы берегоукрепления заострила внимание зампредседателя заксобрания Ирина Диденко, о важности программы «Чистая вода» напомнил зампредседателя комитета Сергей Кальченко.
«Коллеги, мы готовимся к рассмотрению документа, который, по сути, является «бюджетом Победы», — остановил дискуссию Андрей Шимкив. — Может, громко сказано, но тем не менее: победа куется в том числе в тылу. И по любой необходимости на эту статью мы будем добавлять все, что можно, — мы это все с вами прекрасно понимаем. В этом бюджете, к сожалению, мы не видим строчек на новые объекты, но старые будем достраивать — это и школы, и больницы, и всё остальное. Мы пройдём и по наказам — на это у нас будет время ко второму чтению. Но прошу всех исходить из реалий сегодняшнего дня».
Хорошие новости в 2025 году в регионе тоже будут. Их обеспечит, в частности, инвестиционный задел — проекты, сдача которых уже запланирована. По данным министра экономического развития Льва Решетникова, среди таких событий — запуск третьей очереди проекта контейнерного ТЛЦ «Сибирский» компании «Новосибирский транспортный терминал», запуск на площадке регионального промышленно-логистического парка Центра обработки данных «Сибирь» компании «Альфа-Финанс», запуск на полную мощность логистического комплекса компании Wildberries, запуск завода по переработке масличных культур компании «Маслов» в ПЛП «Южный».
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Бюджет-2025: Что прежде всего, что «потом» плюс список рекомендаций