Дискуссия между новосибирскими политиками и московскими политтехнологами обнажила глубокую ментальную пропасть. 

НЕОЖИДАННО горячая дискуссия случилась между дважды экс-губернатором, а ныне советником мэра Новосибирска Виктором Толоконским и политтехнологами из федерального центра Андреем Колядиным, Дмитрием Гусевым и Никитой Исаевым. Все пришли на сессию «Политическая ситуация: итоги и прогнозы», в рамках конференции «Итоги года» с «Коммерсантом», а попали на гораздо более значимое, если брать в масштабах региона, событие.

Нынешнюю политику федерального центра по обновлению губернаторских кадров объяснил Андрей Колядин.

Оказалось, что дело не в том, что старые опытные политики меняются на «молодых технократов».

Главное — это выдвижение людей, которые с территориями не связаны и должны быть управленцами. «Сегодня губернаторы — это уже не те князья и властители, которым следует исполнять регламенты, прописанные бизнесменам и директорам заводов».

По Колядину, централизация власти — главное ее достижение. Поэтому он уверен, что с избранием врио губернатора проблем не будет.

«Возникают странные вопросы, останется ли Травников. Он останется. Никуда не денется. Он будет принимать участие в выборах и, исходя из того, как они проходят сейчас, их выиграет». Фальсификаций не будет, пиар-технология простая: «Сюда приедут президент, премьер, министры с самыми различными программами. И народ под это проголосует, как нужно. Шансов у других кандидатов будет не так много».

Гусев считает, что сегодняшние запросы общества, о чем говорит Путин, — это стабильность и развитие. Поэтому то, кто должен быть губернатором, решают не только жители региона, но и президент.

Или, как выразился Гусев, «от губернаторского кабинета — два ключа, один у президента, второй у жителей региона». Человек, с которым работает президент, должен быть способен привести в регион какие-то большие федеральные проекты. Андрей Травников, по словам политтехнолога, уже начал это делать. Например, встретился с главой «Газпрома» Алексеем Миллером и обсудил вопросы, связанные с газификацией области.

Перемены в губернаторском корпусе Никита Исаев объяснил тем, что они представляли собой «старую систему управления», имевшую низкое качество. Поэтому для Травникова выборы будут простыми. «Дорожка будет достаточно спокойная. Никакой конкуренции не будет».

СОВРЕМЕННЫЙ политтехнологический цинизм явно не понравился Виктору Толоконскому, и он в полной мере продемонстрировал политический романтизм 90-х.

Во-первых, он считает, что его поколение губернаторов работало объективно лучше, чем нынешнее. «Технократический подход для уровня губернатора недостаточный. Он не позволяет эффективно работать. Власть, управление содержит еще много составляющих, которые даются личностными качествами, опытом прохождения многих выборных кампаний, формированием нравственности политика». Обвинения в неэффективности он отмел. Как губернатору Красноярского края к нему претензий не было (ни одного замечания).

Своим достижением Толоконский считает то, что в период его работы на посту был ликвидирован бюджетный дефицит в 30 млрд рублей и выросли собственные доходы края.

За три года краевой бюджет увеличился на 56 млрд.

Совершенно другое мнение у Виктора Александровича и по поводу выборов. Он уверен, что главный субъект развития — это не власть, а общество. Да, централизация состоялась, но сейчас именно она и сдерживает развитие. «Я часто говорил и главе государства, что нельзя в огромной стране сделать активный общественный климат, если вся ориентация идет на одного лидера. Я убежден, высшее руководство заинтересовано, чтобы выборы в субъектах Федерации были не просто легитимными, а подразумевали очень высокий уровень доверия общества к выбираемым лидерам, потому что от этого зависят качество и темпы нашего развития».

Исходя из такого посыла, Толоконский считает, что выборы вообще всегда должны быть конкурентными — без этого не выйти на нужный уровень доверия. «Безусловно, у исполняющего обязанности губернатора есть все возможности участвовать и выиграть эти выборы. Но все-таки новосибирское общество несколько отличается от среднестатистического: у нас слишком много людей, которые считают, что сами могут быть губернаторами, поэтому я думаю, что здесь конкурентность победит. Более того: я убежден, что администрация главы государства, и тем более глава государства, не должны быть против этого. Это нормально».

Понятно, что ни о каких конкурентных выборах в РФ нельзя говорить, пока есть муниципальный фильтр. И в этом вопросе Толоконский тоже разошелся с политологами-политтехнологами. Его позиция: «Я всегда был против жесткого муниципального фильтра на губернаторских выборах».

«Муниципальные фильтры существуют не для политики, а для аферистов, которые делают из выборов шоу».

Позиция политологов (в частности, Гусева): «Партиям сказали, что если они хотят участвовать в борьбе за власть, пусть участвуют, но почему у них одни губернаторские выборы в голове? Идите в муниципалитеты, работайте, продвигайте своих депутатов. Как потопаешь, так и полопаешь. Кроме КПРФ, ЛДПР и партии «Родина», никто толком не выдвигался. А потом говорят, давайте отменять фильтр. Ребята, у вас было пять лет на то, чтобы наизбирать своих депутатов пачками». И по ходу дискуссии был еще целый ряд интересных, определяющих позиции сторон диалогов. Скажем, Толоконский говорил, что всегда старался решать проблемы региона, не ходя по московским кабинетам. На что Колядин замечал: «Может, за это вас и сняли, что вы не ходили по кабинетам?» И т. д.

Несколько номеров назад в «НС» была статья «Фрик я дрожащий или право имею?» Статья о том, что помощник президента РФ Владислав Сурков, которого считают главным российским идеологом, написал колонку на сайт RT о кризисе лицемерия на Западе. По мнению экспертов, статья не о Западе, это идеологическая повестка для России на следующий президентский срок. (Когда все инструменты массовой пропаганды в одних руках, и даже не в руках какой-то политической партии, а в руках партии госбюрократии — это запросто.) В основе повестки «лежит идея о том, что не существует добра и зла, абсолютной истины, а власть завоевывает тот, кто остается за границами морали, действует, не учитывая нравственные запреты». Судя по высказываниям московских политтехнологов в Новосибирске, реализация этой повестки началась.

Вот как, например, о вариантах поведения бывших губернаторов говорил на конференции Гусев. Мэр Москвы Юрий Лужков занимается «гречкой, тракторами». Бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель стал сенатором, абсолютно не занимается политикой. А есть деструктивные бывшие типа бывшего губернатора Омской области Леонида Полежаева. Он избрал третий путь — «путь интриг и скандалов. Он не является ни сенатором, никем, сидит у себя где-то в Омске и постоянно влияет на какие-то процессы». Короче, ты либо признай, что был низкоэффективным губернатором и станешь сенатором, иначе деструктив.

А вот как впечатления от Новосибирска (вполне цинично и честно) описал на своей странице в ФБ Андрей Колядин: «Ощущение от поездки в Новосибирск сложное. Бесспорно, здесь живут незаурядные люди, воспринимающие мир ярче и насыщенней. Более того, как дети обижаются, если им говоришь, что Деда Мороза нет. Они верят, что в стране есть политика, в нее можно играть и выигрывать. Что выборы — это явление, в которое можно войти по собственному желанию и, например, стать губернатором. Представители оппонирующих власти партий искренне и открыто ругают Путина, нового губернатора и коршуном налетают на каждого, кто сомневается в торжестве коммунизма во всем мире. Здесь активны и деятельны все оппозиционные силы. Они охотно ходят на митинги, диспуты и политические баттлы, дружат и одновременно враждуют друг с другом и смело бросают в глаза любому толерантному окружающему бытию человеку насыщенные «смыслами» фразы, в которых слово «жопа» — верх воспитанности и такта. Здесь бывший губернатор и полпред может спокойно сказать — президент в своих кадровых назначениях неправ, и не раскроются небеса, и не прольется на голову святотатца геенна огненная. Люди здесь жестче. Политики — свободней. Поведение — ярче и нестандартней. Впрочем, это не меняет сути. Путин все равно победит Зюганова. Травников все равно имеет более серьезные шансы стать губернатором, чем уважаемый мною Локоть. Страна продолжить жить. Каждая ее часть в своей реальности. Реальность Новосибирска правдивее. Реальность Москвы реальнее».

Виктор РУССКИХ, «Новая Сибирь»


СПРАВКА

Андрей Колядин — политолог, политтехнолог, бывший сотрудник администрации президента, экс-заместитель полномочного представителя президента в УрФо. Дмитрий Гусев — председатель совета директоров «Бакстер Групп», один из авторов книги «Уши машут ослом», куратор кампании Владимира Путина на выборах президента РФ в НСО, а возможно и кампании Андрея Травникова на выборах губернатора. Никита Исаев — политолог, директор Института актуальной экономики.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.