Про выборы губернатора можно было бы сказать, что они прошли, как в 2014-м, если бы не ряд принципиальных моментов, включая имя победителя
ГЛАВНЫЙ итог этих выборов — почти полное совпадение результатов с выборами 2014 года. Единственное существенное различие — фамилия победителя и содержательная часть его кампании.
Четыре года назад Новосибирская область выбрала губернатором Владимира Городецкого, сегодня — Андрея Травникова. Тогда победитель собрал 64,97 процента голосов, сейчас — 64,52 процента.
Принципиальный нюанс, однако, в том, что в 2014-м в лице Городецкого выступала вся многолетняя стабильность и преемственность, а сегодня на обновленную политическую поляну Новосибирской области вышел новый человек.
Оппоненты у Травникова были те же, что и у Городецкого, — Дмитрий Савельев от ЛДПР и Анатолий Кубанов от «Справедливой России»». Их результаты опять же сравнимы с результатами 2014-го: у Савельева — 17,35 процента (против 18,82 четыре года назад), у Кубанова — 11,73 процента (было 13,49 процента). Некоторое снижение можно объяснить появлением четвертого кандидата — Георгия Михайлова, выдвинутого «Народным альянсом», который создал малоизвестный политтехнолог и масон Андрей Богданов. Этот кандидат «отцедил» у других кандидатов 3,39 процента голосов, продемонстрировав тем самым всю силу всемирного заговора.
Еще одно кажущееся дежа-вю — явка избирателей. На выборы 2014 года пришло 30,73 процента избирателей, в 2018-м на участки выбрались 29,52 процента. Сравнивая эти цифры, нужно учитывать, что первая достигнута на фоне возвращения прямых выборов глав регионов, которые были отменены в 2005-м, а возвращены в 2012-м. А в 2018 году 9 сентября до обеда шел дождь. Соотносимый фактор — отсутствие яркого противостояния между кандидатами, но это, похоже, стабильный признак региональных кампаний. Его не было ни в 2014 году, ни в 2018-м. Правда, сегодня соглашения с коммунистами и другими политическими оппонентами «Единой России» были открытыми, публичными. В интервью «Новой Сибири руководитель координационного совета ЕР по СФО, депутат Госдумы Виктор Зубарев заявлял, что это «пример политической работы в интересах развития регионов» и «тренд новой, современной политики».
Третий фактор и прочие
Итак, первые два фактора, которые привели Травникова к победе, очевидны: новое лицо в новосибирской политике и отсутствие ярких оппонентов. Но главное, что способствовало его победе, по мнению большинства наблюдателей, — поддержка Владимира Путина, который на выборах президента в марте 2018 года набрал в нашем регионе 71 процент голосов.
После назначения Андрей Травников встречал его в регионе дважды — в феврале, когда главе государства презентовали проект «Академгородок 2.0», и в августе — на «Технопроме». Этот форум, конечно, серьезно уступает по статусу петербургскому и даже красноярскому. До этого года президент ни разу не был на новосибирском «Технопроме». В этом году — приехал.
Разумеется, все перечисленные факторы не исключают других достоинств Андрея Травникова. Такое, например, как молодость. Ему 47 лет — в этом возрасте самым «долгосрочным» губернатором нашего региона стал Виктор Толоконский. Он руководил исполнительной властью области 10 лет, но и потом с арены не сошел. Или открытость — именно ее демонстрировал Травников весь этот год. В штабе общественной поддержки, где он встречался с представителями разных групп населения (молодежью, предпринимателями), это проявилось особенно отчетливо — говорил откровенно, не старался всем наобещать с три короба и выполнить все просьбы, что само по себе уже вызывало доверие.
И, наконец, новый глава области стойко ассоциируется с важными для региона перспективными инфраструктурными проектами. В обсуждениях и дискуссиях избирательной кампании на второй план ушли такие темы, как «мусорная» и «мостовая» концессии, зато активно продвигались «Академгородок 2.0», молодежный чемпионат мира по хоккею со строительством новой ледовой арены, метро. В целом все оформилось в достаточно амбициозную стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года под названием «Сибирское лидерство», которая обсуждалась с жителями области.
В минус Травникову могла бы сыграть его принадлежность к «Единой России», которая как нельзя некстати выступила с инициативой о повышении пенсионного возраста как раз на пике избирательной кампании. Но Травникову удалось благоразумно дистанцироваться от этой инициативы, исключив ее из повестки текущей работы.
Что там у соседей?
Обозреватель портала Tayga.info Алексей Мазур сразу после выборов выступил с весьма эмоциональным анализом под названием «Судный день «Единой России». Суть текста в том, что пенсионная реформа серьезно повлияла на результаты выборов. Действительно, во многих регионах (в отличие от Новосибирской области) позиции «ЕР» ухудшились. Автор делает вывод: «Повышение пенсионного возраста катастрофически сказалось на рейтингах «Единой России».
Тут можно согласиться со всем, за исключением слова «катастрофически». Что мы наблюдаем в Сибири? Не только в Новосибирской области, но и в Красноярском крае, Бурятии, Омской и Кемеровской областях население поддержало назначенных президентом и поддержанных партией власти врио.
Единственный, кто очевидно провалился, — глава Хакасии Виктор Зимин, которому предстоит второй тур выборов. Но он проиграл вовсе не из-за пенсионной реформы, а по совокупности собственных заслуг, на чем сходится большинство комментаторов.
В этом сопоставлении есть большая сермяжная правда: можно долго щеголять политическими технологиями и успехами в формировании «поляны», взвешивать факторы и оценивать тенденции, но если кандидату нечего предъявить публике, все это может запросто не сработать.
В Новосибирской области сработало. Но теперь на смену «дню Травникова» пришла «эра Травникова», оценка результатов которой — дело будущего.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»