Политтехнологи решили испугать жителей Бердска мечетью, но оказалось, что для них самое святое — канализационный коллектор.
В БЕРДСКЕ кто-то решил подмешать в светскую политику немного клерикализма. Ну или, что вероятнее, сыграть на низменных чувствах, связанных с трендом на исламизацию. Судя по всему, не вышло: жители города-спутника оказались достаточно прагматичны, чтобы не купиться. Хотя окончательно результат акции можно будет оценить лишь после выборов.
Чтобы понять, что там происходит, представьте на минутку, что в Новосибирске какое-нибудь уважаемое СМИ начнет всерьез утверждать, что Анатолий Локоть после 13 сентября уйдет в отставку и станет депутатом Законодательного собрания.
Полным бредом это кажется только на первый взгляд. Сегодня по Новосибирску невозможно пройти или проехать, не заметив рекламу, на котором красуются лидеры партийного списка КПРФ: Локоть, Карпов, Козлов и Сулейманов. Но все понимают: сколько бы процентов на выборах ни набрала партия коммунистов, Анатолий Локоть в депутаты не уйдет.
То же самое каждый скажет и про губернатора Андрея Травникова, который возглавил список «Единой России» и фотографируется на баннеры с разными кандидатами. Никто еще не подумал, что из-за хорошего результата партии мы можем его потерять как лидера исполнительной власти региона.
Со стороны может показаться, что в Бердске все не так. Там мэр города Евгений Шестернин тоже возглавил список «Единой России», но местные СМИ тут же устроили шум по поводу его намерений бросить город ради депутатского кресла. Самое смешное, что Шестернин реагирует на полном серьезе, не уставая опровергать этот фейк.
Там, правда, все немного иначе. Полномочия Евгения Анатольевича на посту мэра заканчиваются в ноябре 2020 года, после этого в горсовете состоятся выборы нового мэра. Учитывая, что уровень поддержки Шестернина среди бердчан около 80 процентов, вопрос можно считать решенным. Правда, это может выглядеть совсем не так, если «Единая Россия» провалит выборы в Бердске, а параллельно и городская власть перейдет в руки каким-нибудь оппозиционерам. Этому как раз и способствуют фейковые сообщения о готовящейся эвакуации мэра в заксобрание.
Но тут как бы не в тему по Бердску проносится новое актуальное сообщение: якобы на одной из известных каждому площадок собираются строить мечеть.
Место на самом деле заметное — территория площадью около одного гектара в районе улиц Искитимской, Павлова и Красная Сибирь. Раньше здесь располагалась автостоянка, которую называли афганской. Прямого отношения к центрально-азиатским мусульманам она не имела: просто владело ею ООО «Афганец», учредитель которой — полковник в отставке Юрий Леус, действительно воевавший в Кабуле, Баграме и Кандагаре. В 2016 году «Афганец» прекратил свою деятельность, и с тех пор участок пребывает в запустении.
После «Афганца» заветный гектар находился в аренде у Русской православной церкви. Здесь планировали построить культовое сооружение, но городские власти выступили против. В результате Богоявленский храм вырос совсем в другом месте — на улице Боровой, недалеко от роддома.
В контексте истории целиком смысл шутки про мечеть выглядит яснее. Если в предвыборный период распространить слухи, что мэр согласовал строительство мечети там, где не согласовал родных православных маковок, — это может стать хорошим поводом для протеста и оттягивания голосов.
ТУТ имеет смысл обратить внимание на то, что мусульмане Бердска с 2009 года действительно просят городские власти предоставить им участок под строительство. И то сказать: ближайшая мечеть — в Искитиме, на улице Лизы Чайкиной. Есть еще четыре, но они в Новосибирске. Однако доподлинно известно, что мусульманская община обращалась в мэрию по поводу другого участка.
Тем не менее люди даже начали собирать подписи против строительства мечети. Насобирали сто штук.
То есть, по нашим наблюдениям, фейк не сработал. Не вызвал резонанса. Если эти ощущения подтвердятся (а доподлинно мы об этом узнаем лишь 14 сентября — наутро после выборов), объяснение этому есть простое: горожан не так волнует вопрос взаимоотношения конфессий, как коммунальная безопасность. А эти вопросы тут очень тесно связаны. И вот почему.
Как только возникли слухи о мечети, их прокомментировал начальник управления земельных отношений мэрии Бердска Дмитрий Шинкевич: «Земельный участок является муниципальным. Никаких разговоров о предоставлении его под мечеть или что-либо другое не ведется. Здесь проходит огромный коллектор, по которому все течет с микрорайона на очистные сооружения. Строительство там невозможно. Именно по этой причине там не строился и православный храм».
То есть на этом пустыре не то что какое-то культовое сооружение — даже детскую площадку нельзя поставить. А ведь именно ее тут предлагали устроить вместо мечети некоторые неосведомленные граждане.
Заместитель главы администрации Бердска Владимир Захаров так прокомментировал этот казус: «Хочу еще раз сказать, что никакого даже обращения, никакого даже намека на то, что там что-то можно строить типа мечети, не было. Это чистой воды профанация. Очень жалко, что серьезные люди используют такой метод политической борьбы в своих интересах».
Кого чиновник назвал «серьезными людьми», непонятно. Но намек на политическое происхождение фейков звучит ясно.
Но важнее то, что тут прозвучало слово «коллектор». Оказывается, собака зарыта там, где зарыто именно это коммунальное сооружение, состояние которого не дает жить бердчанам не первый год.
Коммунальные аварии с выходом фекалий на поверхность почвы в последние годы здесь стали обыденностью. В последний раз рвануло только что — в августе. И это как раз то, что по-настоящему волнует бердчан.
Проблема могла бы серьезно портить и реноме мэра. Но многие все же помнят, что его избрали мэром в 2015 году, а проблемы с канализацией начались еще в 2012-м.
Словом, для Бердска посягательство на коллекторы — почти святотатство. На них разве что не молятся — чтобы они в очередной раз не провалились в преисподнюю и не выплеснули ад на поверхность.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»