«Лет через десять многих районов просто не будет»

0
3908

Депутаты заксобрания обратили внимание на перекосы в стратегии развития региона от сельских территорий к агломерациям.

Обсуждая отчет правительства региона о ходе исполнения Стратегии социально-экономического развития, комитет Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности обратил внимание на демографию и перекосы развития от сельских территорий в пользу Новосибирской агломерации. Вопрос, оказывается, уже серьезно назрел: производства в районах остро нуждаются в кадрах, а некоторых муниципальных образований в обозримом будущем вообще может не остаться.

Отчет, который депутатам представил заместитель министра экономического развития Виталий Шовтак, и без того содержал немало располагающих к заинтересованному обсуждению моментов. Он еще и построил его довольно провокационно, начав не с достижений, а с того, что обычно начинается со слов «вместе с тем».

Всего в стратегии 212 показателей, 117 из них по итогам 2022 года превысили плановые значения, 20 удержались в пределах плана, а 59 (27,9 процента) оказались не достигнутыми. С них он и начал.

Совсем незначительно не достигнута среднегодовая численность постоянного населения: не хватило каких-то 100 человек. Не дорос до планового индекс физического объема валового регионального продукта — вместо 103 процентов удалось достичь лишь 100,1 по расчетам правительства или 101,4 по уточненным статистическим данным. Пока не известно, на сколько (данных за 2022 год пока нет), но уже понятно, что меньше плановой доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей. «Сама ситуация, что Новосибирская область, обладая высоким инновационным и научным потенциалом, этот показатель недовыполнила, – требует дополнительных управленческих мероприятий», — прокомментировал Виталий Шовтак.

Похожая тенденция и с малым, и средним предпринимательством: фактическое отставание невелико, но с учетом того, что Новосибирская область является субъектом с высокой долей и большой ролью малого бизнеса в экономике, тенденция тревожная.

А вот низкий уровень индекса физического объема инвестиций в основной капитал очень заметен: он не только не достиг плановых 102,5 процентов к уровню прошлого года, но даже упал на 15 процентов (фактическое исполнение составило 84,9 процента).

Есть, конечно, и огромное количество показателей, по которым область плановую отдачу здорово превысила. Например, рекордный рост показали налоговые поступления в консолидированный бюджет Новосибирской области от резидентов действующих парковых проектов. Он составил 342,5 процента: планировали 840 млн, получили 2,877 млрд. Однако общую картину и общий настрой это не исправило. Даже сам замминистра признал: недостигнутые показатели по инвестициям — это серьезный вызов развитию региона. Там, где сегодня мы видим провал, завтра-послезавтра увидим замедление темпов экономического роста.

Однако основная канва депутатских вопросов пошла не в этом направлении, а в отношении человеческого капитала. Депутат Дмитрий Франчук, который избирался от Здвинского и Барабинского районов, зацепился за показатели, связанные с демографией, с приростом населения, который в целом вышел на положительный результат только за счет миграции.

«У меня эта цифра вызывает недоумение. У меня на округе по сравнению с 2018 годом убыль населения превысила 10 процентов. А вы показываете, что в области в целом цифра в зеленой зоне – 102 процента. Видимо, нет разделения между агломерацией и сельскими территориями», — отметил он.

Тему подержал депутат Иван Мороз: он спросил, есть ли у исполнительной власти план провести корректировку стратегии по такому вопросу: как сохранить районы, которые сильно отстают по приросту населения?

«Я имею в виду такие районы, как Кыштовский, Венгеровский, Северный, Усть-Таркский. Лет через десять, если не предпринимать мер, их просто не будет существовать. Ответьте: есть такие планы у вас или нет? — спросил он и, не услышав лаконичного ответа, ответил сам: — То есть, я так понимаю, нет».

Из комментариев чиновника ясно: серьезный дисбаланс между численностью населения Новосибирской агломерации и всей остальной территорией области очевиден. Такова угроза всех агломераций: они концентрируют большую долю производств с более высокими зарплатами, обустраивают качественную социальную инфраструктуру и втягивают в себя весь естественный и внешний прирост, а также добавляют за счет внутрирегиональноймиграции, опустошая периферийные муниципальные образования.

«В рамках сложившейся капиталистической системы мы другого добиться не можем. Тенденция закономерна. Она может быть трагичной и может быть опасной, но в рамках существующей системы мы не сможем ее переломить, — признал замминистра. – Хотя задача по поддержке территорий стоит, она реализуется в рамках комплексной программы развития сельских территорий. Порядка миллиарда рублей было туда направлено в 2022 году».

«Территориальный подход в стратегии должен быть ярче отражен, — считает зампредседателя заксобрания Ирина Диденко. – Предприятия сегодня просто обескровлены по кадрам, очень жестко в них нуждаются и конкурируют за них». И эти вопросы нужно поднимать на региональном уровнесо всем сторон».

Вице-спикер считает, что основным направлением поддержки сельских территорий должно стать развитие экономики, создание более комфортных условий, обеспечение на местах хорошего образования. Пока же, говорит она, в Новосибирской области нет ни одного проекта по созданию инфраструктуры, который выходил бы за пределы агломерации. «Дальше Бердска мы не ушли», — констатирует Ирина Диденко.

В решении комитет отразил: отчет правительства принять к сведению, к 1 января 2024 года – предоставить информацию о причинах недостижения показателей за последние четыре года. И отметить, что замечания предыдущих лет до сих пор сохраняют свою актуальность.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Андрей Травников не согласен со стратегией копания Сибири

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.