Между первым и вторым чтением законопроекта о переводе региона на одноуровневое управление депутаты разбирают аспекты реформы.
Паузу между первым и вторым чтениями законопроекта о муниципальной реформе в Новосибирской области власти стараются использовать максимально эффективно. 17 февраля на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению речь шла о практических аспектах перехода региона на одноуровневую модель управления.

Напомним, законопроект, который губернатор внес в региональный парламент в конце 2025 года, в соответствии с федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (№33-ФЗ), переводит Новосибирскую область на одноуровневую модель до 1 января 2031 года. Она уже многим известна: по ней с 2024 года живут три муниципальных округа, с 2025-го — еще шесть. И практика перехода в целом уже понятна. Но есть нюансы.
Руководитель департамента организации управления и государственной гражданской службы правительства региона Наталья Авдеева рассказала о кадровом аспекте реформы. У местных чиновников должна быть достаточная, отвечающая требованиям квалификация, а ее далеко не всегда хватает. Сегодня на каких-то позициях требуется высшее образование не ниже уровня специалитета, на других — магистратура, а на третьих — среднее профессиональное. Но фактическое положение дел формировать кадровый состав муниципальных округов в соответствии с концепцией максимального сохранения кадров на местах не позволяет.
«Сегодня 47 из 133 бывших глав преобразованных поселений не соответствуют квалификационным требованиям и не могут быть назначены руководителями территориальных подразделений», — сообщила Наталья Авдеева.
Решение предлагается такое: во взаимодействии с прокуратурой правительство уже подготовило законопроект, предусматривающий единое квалификационное требование к уровню образования: только высшее образование. «Такая корректировка, на наш взгляд, позволит упростить поступление на муниципальную службу в условиях дефицита кадров не только для населения, не имеющего специалитета или магистратуры, но и для других граждан, в том числе из числа участников СВО».
На рассмотрении заксобрания — и сам законопроект об одноуровневой системе, он готовится ко второму чтению. В нем уже есть норма, предусматривающая возможность замещения должности руководителя территориального подразделения бывшим главой ликвидированного поселения без учета квалификационных требований. В правительстве надеются, что действие этой нормы распространится и на уже трансформировавшиеся муниципальные округа.
Правительство понимает и как обеспечить кадровый состав финансово. Сегодня в муниципальных округах увеличилось количество «дорогостоящих» управленческих должностей — таких, как первый заместитель главы администрации, начальник управления, заместитель начальника управления. Введена более высокая по статусу и уровню оплаты должность консультанта, увеличилось количество должностей ведущих и главных специалистов.
Правительство провело мониторинг, его результаты интересны и поучительны. Например, из них следует, что в созданных в 2024 году округах штатная численность администраций выросла на 5-16 единиц, при этом в двух округах даже не полностью использовали установленный норматив — людей еще можно принимать. Аналогичная тенденция и почти во всех шести следующих муниципальных округах. При этом рост количества должностей более заметен на более высоких позициях, а низших, напротив, стало меньше.
Правительство, по словам Натальи Авдеевой, все это отслеживает и оценивает, иногда отмечает дисбаланс. «Нередки случаи, когда создаются отделы численностью 2 человека — из начальника и специалиста», — отмечает она.
Всего в регионе штат муниципальных служащих составляет 6758, фактически заняты 6165 человек — кадровая укомплектованность 91%. По сравнению с 2024 годом общее количество штатных единиц в 2025 году увеличилось на 201. Это связано и с проводимой реформой, и с принятым в прошлом году решением о введении в каждой администрации округа, района и городского округа должности заместителя главы по вопросам СВО.
О том, как на практике происходила трансформация, депутаты услышали от председателя Совета депутатов Маслянинского муниципального округа Павла Прилепы. Он уверен: одноуровневое управление — это возможность объединить муниципальные образования для ускоренного и сбалансированного социально-экономического развития.
«Мы, маслянинцы, взвешенно подошли к вопросу создания округа, понимая, что главная задача — чтобы жизнь в поселениях не стала менее комфортной, и вопросы местного значения, по которым обращались люди, решались и впредь. В стратегическом плане после мы ожидаем значительный эффект от проведенных преобразований. В первую очередь за счет централизации муниципальных услуг, значительного сокращения количества градостроительных документов».
В Маслянинском округе, говорит председатель Совета, процесс оптимизации управления не привел к отдалению жителей от местной власти. Сельские администрации продолжают свою работу в статусе территориальных отделов администрации муниципального округа, их возглавляет руководитель, специалисты все остались на своих рабочих местах и работают с населением.
Депутаты спросили: а какие у реформы минусы, отрицательные факторы? Ответил на это министр региональной политики региона Роман Бурдин: уже создано 9 округов и ни одной жалобы, ни одного протеста не поступило ни от одного депутата поселенческого, ни от одного жителя.
«Встречался минимум в 14 муниципальных районах с главами, с советами депутатов, недавно еще и с представителями ветеранских организаций. Со всеми разговаривал. Люди приходят уже к ним с вопросами и никто не выразил негативной реакции», — утверждает он.
Отдельно он отметил ситуацию с Краснообском и Кольцово: если эти рабочие поселки не будут муниципальными образованиями, то «есть вопрос, смогут ли они остаться наукоградами.
Глава Кольцова Николай Красников министра поддерживает: «То, что делается сейчас в Новосибирской области под руководством министерства вместе с ассоциацией муниципалитетов, заслуживает внимания и поддержки, — говорит он. — И позволяет учитывать специфику территорий. В этом смысле спасибо, что министерство услышало наш наукоград».
Обсуждение было недолгим, вопросов было немного — это потому, прокомментировал председатель комитета Игорь Умербаев, что доклады были чёткие и содержательные.
В решении в итоге много рекомендаций. Региональному минстрою, например, рекомендовано актуализовать описание границ муниципальных образований, минюсту и минрегионполитики —– разработать методические рекомендации по систематизации правовых актов органов местного самоуправления.
«1 января 2031 года мы должны завершить реформу, — закончил Игорь Умербаев. — Она накладывается на непростую экономическую ситуацию, но без нее ситуация была бы ещё плачевнее. Теперь же у власти появляется возможность быстро, оперативно регулировать финансовые потоки, перенаправлять их, принимать управленческие решения. Мы с региональными министерствами работаем над тем, чтобы реформа прошла максимально безболезненно, а люди увидели в преобразованиях только хорошее».
Ася ШУМИЛОВА, Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирская область готовится к крупнейшим с 90-х преобразованиям








