Контрольная комиссия горсовета считает, что нужно радикально разобраться с долгами за аренду земельных участков.
В НОВОМ созыве Совета депутатов Новосибирска появилась новая комиссия — по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения. 10 ноября она провела заседание, из которого стало понятно: орган получился довольно боевой.
Вообще говоря, все комиссии горсовета занимаются контролем за работой мэрии и ее подразделений. Но до сих пор это направление не носило системного характера. С появлением новой комиссии все должно измениться: теперь следить за деятельностью чиновников будут не просто депутаты, а целый орган.
Поскольку официальное название получилось длинное, называть его уже начали проще — комиссия по контролю.
На ноябрьском заседании депутаты оценили итоги работы другой комиссии — по проведению административной реформы, созданной в 2014 году по инициативе мэра Новосибирска Анатолия Локтя для оптимизации работы мэрии и ее структурных подразделений. С докладами о работе комиссии по реформе выступили первый вице-мэр Новосибирска Геннадий Захаров и начальник департамента экономики и планирования мэрии Новосибирска Лариса Уткина.
Результат самой реформы из представленной информации не выглядел революционным, хотя определенные сдвиги за шесть лет произошли. Количество муниципальных учреждений за это время сократилось с 696 до 684. Правда, количество работающих там увеличилось с 65 до 68 тысяч. Но весь прирост получился за счет департамента образования: детей стало больше, стало быть, нужно больше тех, кто работает в этой сфере. В остальных сферах — сокращение на две тысячи.
Зато количество муниципальных унитарных предприятий (МУП) сократилось за эти шесть лет более существенно — с 45 до 19, и, как поведала Лариса Уткина, к 2025 году сократится еще вдвое: по новому федеральному законодательству МУП смогут осуществлять свою деятельность только в сфере естественных монополий, культуры и искусства.
Депутат Ростислав Антонов поинтересовался: сократилось ли в результате административной реформы количество чиновников мэрии? Чиновники мэрии ответить на этот вопрос не смогли, и председатель комиссии Андрей Гудовский предложил данные об этом запросить отдельно.
Также председатель предложил изменить сами принципы формирования комиссии по проведению административной реформы. Сейчас там 27 человек — 19 от мэрии и восемь депутатов горсовета. Андрей Гудовский уверен, что нужен паритет — по восемь человек. «Почему 16 человек, почему четное количество? Процесс работы этой комиссии подразумевает некое общее видение решений. Поэтому предложено равное количество как от Совета депутатов, так и от мэрии, чтобы мы могли в процессе обсуждения, диалога принимать какое-то решение», — пояснил он.
Андрей Эдуардович вообще считает, что у комиссии по адмреформе должно быть два сопредседателя. От горсовета заявлены сам Андрей Гудовский, его заместитель Дмитрий Колпаков («Единая Россия»), председатель комиссии по бюджету и налоговой политике Кирилл Покровский («Единая Россия»), депутаты Евгений Лебедев (ЛДПР), Степан Сафонкин, вице-спикер горсовета Антон Тыртышный (КПРФ). По двум кандидатам от горсовета пока информации нет. Из представителей мэрии в текущем составе в комиссию входят ее председатель, мэр Новосибирска Анатолий Локоть, все его семеро заместителей, а также руководители департаментов и структурных подразделений мэрии. Если будет принята новая схема, от кого-то придется отказываться
Дальше пошли отчеты Контрольно-счетной палаты Новосибирска. Аудитор Сергей Ерохин рассказал об исполнении бюджета города в первом полугодии 2020 года. На 1 июля исполнение бюджета составило 42 процента — и по доходам, и по расходам. При этом собственные доходы предсказуемо сократились из-за пандемии, но доходная часть увеличилась за счет безвозмездных поступлений из бюджетов более высокого уровня — в первую очередь за счет федерального.
Депутаты обратили особое внимание на задолженность перед бюджетом города. Общая ее сумма составила 5,5 млрд рублей. При этом долги по аренде за земельные участки составляют львиную долю — 4,1 млрд, 75 процентов. Аудитор КСП отметил, что 2,4 миллиарда из этой суммы взыскать невозможно.
Тут уже не выдержал зампред горсовета Николай Тямин: «Перестаньте пугать этими цифрами! Из чего складываются эти четыре миллиарда? Кто? Какие организации? С какого года?! Из созыва в созыв одни и те же цифры, которыми пугают. Может быть, уже к какой-то реструктуризации перейдем? Или давайте бороться за погашение этих долгов».
Андрей Гудовский резюмировал: «Надо списывать эти долги. Материалы проверки отправляем в комиссию по бюджету. Мы зафиксировали, что нам предоставят информацию по старым долгам — чтобы депутаты знали».
На три порядка меньше, чем городской бюджет, — бюджет Городского центра проектного творчества (ГЦПТ). Но и он стал темой обсуждения контрольной комиссии. Деятельность ГЦПТ проверила КСП и нашла массу нарушений. Правда, все они оказались очень мелкими и были своевременно исправлены. Зато отчет КСП стал спусковым крючком для обсуждения проблемы центра.
Учреждение было создано в 2008 году. Цель — воспитание у молодого поколения ключевых компетенций. В 2016 году там работали 34 человека, занимались 3000 подростков, бюджет был порядка 15 млн рублей. Функционировали лаборатории урбанистики, экологии, робототехники и игр. Сейчас в МАЦ «ГЦПТ» 14 сотрудников, 300 детей и пять миллионов бюджета.
Спад финансирования сопровождался обрушением кровли в здании центра. На этом фоне нарушения, выявленные КСП, выглядят ничтожными. Это зафиксировано и в решении контрольной комиссии: там только призыв к ГЦПТ больше не нарушать требования финансовой дисциплины.
Но что же делать с самим центром? Депутаты Антон Тыртышный и Светлана Каверзина, не входящие в состав контрольной комиссии, однозначно высказались за его сохранение. Андрей Гудовский, подводя итоги обсуждения, предложил департаменту по культуре, спорту и молодежной политике мэрии проанализировать эффективность работы центра и определиться с целесообразностью его дальнейшей самостоятельной работы. Комиссия предложение поддержала. Решение суровое, но, возможно, только оно может сейчас спасти и проектное творчество, и сам центр.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»