Новосибирские чиновники пояснили за транспортный коллапс

0
5001

Депутаты заксобрания ставят вопрос об ответственности чиновников за «транспортный коллапс» из-за новосибирских мостов.

Известно, что Новосибирск — это город, состоявшийся благодаря мосту через Обь. В последнее время вокруг городских переправ происходят настолько драматичные истории, что это утверждение впору испытать на «обратную силу». Вопрос «как долго мы сможем терпеть два мостовых ремонта при неоконченном третьем сооружении» в итоге оказался в повестке сессии Законодательного собрания Новосибирской области.

Идет «Правительственный час». Фото zsnso.ru.

Вопрос рассматривали в формате «Правительственного часа», на который пригласили министра транспорта Анатолия Костылевского и руководство мэрии Новосибирска. Этому предшествовал серьезный разговор на заседании фракции «Единой России» и острое выступление депутата Николая Мочалина в прессе. «Новосибирск превратили в одну большую пробку. Министр Костылевский, ау? Лично я — полагаю, и мои коллеги тоже — хотел бы знать причину коллапса», — негодовал он в издании ksonline.ru, комментируя причину своего обращения к председателю заксобрания Андрею Шимкиву с просьбой пригласить чиновников на сессию.

Попав на трибуну, Николай Мочалин пообещал быть менее экспрессивным, но все же повел в стороны эмоциональной составляющей. «Невооруженным глазом все мы видим в городе транспортный коллапс, — говорил он. — Многочасовые, многокилометровые пробки. Ни проехать, ни заехать. Народ себя чувствует не просто неудобно, а крайне униженным из-за того, что не считаются с ним, не считаются с нами. Я считаю, тихий, умиротворенный подход в такой ситуации — это неправильно».

Доклад министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолия Костылевского как бы напомнил депутатам, что кроме Новосибирска в области есть и другие территории, и всего в ней 280 мостов, в том числе 275 автодорожных и 5 пешеходных. В отличном состоянии из них только один. 52 — в хорошем, 196 — в удовлетворительном, 27 — в неудовлетворительном, а 4 — в предаварийном. На приведение в норму последней категории Новосибирская область найдет денег не позже 2026 года. А в 2024-м работы стоимостью 1,83 млрд рублей выполняются на 15 сооружениях, из них 10 вводятся в этом году.

Не менее решительно рассказывал про городские объекты и первый заммэра Новосибирска Олег Клемешов. В его хозяйстве на 2024 год запланирован ремонт шести сооружений, в том числе четыре переходящие на 2025 год — через Иню по Берскому шоссе (правый) и Димитровский через Обь, через Ельцовку-2 и путепровод по улице Добролюбова через железную дорогу. Сдаются в 2024-м Октябрьский мост и правый путепровод по улице Фрунзе.

Однако без развернутой информации по мостам через Обь депутаты бы никого не отпустили: именно от этих объектов зависит основная нервотрепка этого лета. Вице-мэр рассказал: контракт на ремонт Октябрьского, заключенный в 2022 году, частично расторгнут, это позволило увеличить темпы. На Димитровском подрядчику, компании «Дороги Сибири», направлена претензия о расторжении контракта в одностороннем порядке. Эта организация, по контракту обязанная отработать в 2024 году лишь 71 млн (при общей стоимости проекта 626 млн), «на словах» обещала добавить порядка 130 миллионов собственных средств в счет будущего года. Поэтому, если компания сменит темп, расторжение контракта будет отложено.

Но Николай Мочалин считает, что у подрядчика иные намерения. Он достал письмо ООО «Дороги Сибири» в адрес «Гормоста», муниципального заказчика ремонта, и прокомментировал:

«Подрядчик не согласен с предупреждением о расторжении контракта, он пишет: это вы не выполнили условия, не передав в установленном порядке проектную документацию. Но если поверить, что на самом деле город стоит из-за этого бумажного вопроса… Что — у нас не нашлось ни одного чиновника, который мог бы этот беспредел просто ликвидировать? Как так?»

В обсуждении депутаты на всякий случай проговорили самые разные варианты. «Был ли смысл начинать ремонт двух мостов при несданном Центральном?» — интересуется Вадим Агеенко. Да, дальше тянуть просто нельзя было, уверяют чиновники. «Можно ли бросить на проблемные объекты опытных мостовиков со всего региона?» — спрашивает Александр Козлов. Так в компаниях-подрядчиках они и работают, отвечают ему. Сергей Титков обеспокоен тем, что стоящие в пробках мосты помимо проклятий автомобилистов подвержены еще и большим перегрузкам.

«На наши искусственные сооружения залазят самосвалы весом 50-60 тонн, хотя их водители не могли не видеть желтые информационные табло: грузовое движение по Октябрьскому мосту запрещено, грузовое движение по дамбе ГЭС запрещено. Я как-то был на дамбе ГЭС — грузовики по ней идут, как железнодорожные составы. А это вообще опасный объект».

Действительно ли камера фото- и видеофиксации нарушений — это все, что муниципалитет может противопоставить ситуации? Председатель транспортного комитета Валерий Ильенко уверен: от коммерческого многотоннажного транспорта лучше, чем штрафы, спасают рамки, ограничивающие высоту. «По дамбе ГЭС лучшего решения и не будет. Штраф в 250 рублей не работает. Только рамка», — говорит он. А председатель заксобрания Андрей Шимкив и вовсе напоминает о старом дедовском средстве и от пробок, и от нарушителей: регулировщике с полосатым жезлом. «Вчера я с начальником ГАИ об этом разговаривал — в принципе, никто не возражает. При такой ситуации надо ставить экипажи, Максим Георгиевич», — обращается он к мэру Новосибирска.

Самое острое обсуждение получается вокруг самого важного объекта — Центрального моста. Вадим Агеенко предлагает концессию по нему, заключенную с группой «ВИС», просто расторгнуть. «Смысл с таким концессионером работать? Может быть, уже пора подумать, как разорвать концессию и достроить своими силами?»

Губернатор не согласен. «В отличие от других наших сложных проектов, вопрос о расторжении концессии по четвертому мосту на данный момент не рассматривается. Задача по вводу моста в 2025 году в рамках этой концессии остается в повестке», — говорит он.

Глава региона поясняет: сегодня главной проблемой со сроками строительства Центрального моста являются сами сроки. Поскольку они уже нарушены, для продолжения финансирования требуется согласование с федеральными ведомствами. Не ждет он и дальнейшего роста стоимости объекта.

«Как вы знаете, существуют федеральные решения, позволяющие пересматривать стоимость строительства объектов в связи с удорожанием стройматериала. Но нет никаких инструментов, которые бы позволяли подрядчику или концессионеру требовать увеличения стоимости строительства за счет срыва сроков и продления стройки. Так что этого не произойдет. Мало того, минтранс области еще и предъявит нашему концессионеру штрафные санкции за срыв сроков».

Долгим разговором по актуальной теме недоволен инициатор вопроса. «Вообще-то, сваливать все на подрядчиков неправильно — это же вы их нашли, — обращается Николай Мочалин к чиновникам. — Нужно отвечать за собственные действия либо бездействия, виновных чиновников — уволить по несоответствию занимаемой должности, с волчьим билетом. И чтобы впредь они ни на шаг не подходили ни к областному правительству, ни к мэрии».

Спустя время итоги часа прессе по горячим следам комментировал губернатор. В целом претензии он считает справедливыми: «Любые ремонты — это неудобство для автомобилистов, но с учетом объема работ в Новосибирске нужно уделять внимание не только соблюдению сроков и поддержания темпов, но и минимизации последствий».

Приведет ли такая позиция к иным, более весомым последствиям, мы скоро узнаем.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

«Костылевский, ау?»: Новосибирский депутат хочет разобраться с «профанацией» ремонта мостов

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.