Если бы настоящий глава Новосибирска еще немного потянул со своим аккаунтом, авторы поддельных могли начать спор, кто из них настоящий.
Новоизбранный мэр Новосибирска еще даже не успел присягнуть городу на верность (инаугурация состоялась как раз в день выхода в свет этого номера «Новой Сибири»), а в его нише в медиапространстве уже было тесно. Накануне мессенджер Telegram знал аж пять личных каналов с его именем.
С одним из них разбираться даже не пришлось: его создателем оказался тезка нового главы Новосибирска. Но оставшиеся четыре канала (два именуются «Максим Кудрявцев», два — «Кудрявцев Максим») уже собрали не менее 250 подписчиков, которые сразу стали там изливать душу. Хотя уже было известно: за этими площадками нет ни одного настоящего мэра Новосибирска. В муниципалитете уверенно заявляют, что он ничего такого открывать до инаугурации и не стал бы.
Фейковый «Кудрявцев Максим» номер один (пронумеруем их для удобства) был создан 16 апреля, в день избрания мэра. Внутри — два поста: с анонсом инаугурации и с призывом к горожанам писать свои мнения о ситуации в городе и, конечно же, «делиться этим постом с друзьями». Под данной публикацией собралось уже 39 комментариев с жалобами и даже советами. Фальшь тут выдает не только отсутствие «галочки», обозначающей в сервисе подтверждение подлинности площадки, но и адрес кошелька для пожертвований в криптовалюте.
Канал номер два — «Максим Кудрявцев» — появился 18 апреля, гораздо лучше замаскировался под официальный и быстро собрал полсотни подписчиков. В нем ссылка на недавнее интервью с мэром, набор довольно примитивных стикеров и чат «для обращений горожан». Среди записей есть даже предупреждение о фейковом аккаунте, который собирает донаты. Для удобства в посте на него даже приведена ссылка.
Еще один «Максим Кудрявцев», номер три, отличается от второго лишь черточкой в названии, количеством постов и подписчиков (два и шесть соответственно). Все две публикации содержат ссылки на канал номер два и его чат. Вопрос новосибирского депутата-иноагента Светланы Каверзиной: «Чем докажете, что этот канал не фейк?» тактично проигнорирован.
Наконец, номер четыре. На аватарках всех каналов красуется портрет нового мэра, а этот — безликий. Ни фото, ни публикаций. Создан 17 числа, не исключено, что в качестве резерва. Но тоже не факт.
…Как-то мы не заметили занятное превращение, которое произошло с сервисом Telegram за последние годы. Из опального и блокируемого мессенджера он стал всеобщей площадкой и сохранил свое главное отличие от других — анонимность.
Власти пытались бороться с «Телеграмом» с 2017 года. Им не нравились засилье каналов со спорным и незаконным в РФ контентом, использование мессенджера террористами и криминалом, а главное — отказ основателя сервиса Павла Дурова передать ключи шифрования спецслужбам. Это привело к попыткам блокировки, которые успехом не увенчались, зато обеспечили рост количества пользователей, в том числе свободолюбивых граждан, которых подкупала анонимность.
Однажды системные российские политики и пропагандисты поняли, что чем блокировать неблокируемое, лучше конкурировать за первенство. Апологетом этой идеи, в частности, стал телеведущий Владимир Соловьев: летом 2019-го он создал там свой канал и быстро его раскрутил, а также распространил моду на это среди близких по духу персонажей. Уже через год Роскомнадзор снял с Telegram все ограничения и создал там собственный канал. А сегодня в «телеге» можно найти вообще весь спектр мнений и позиций, включая самые по нашим временам крамольные и самые реакционные.
Чиновники там же: некоторые ведут интересные и полезные блоги, другие банально копипастят туда весь свой официоз, а у некоторых получаются харизматичные, но весьма рисковые эксперименты типа бывшего канала министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгения Шестернина, в котором его сотрудник развернул невероятно творческую, но не всегда совместимую с официальной позицией чиновника деятельность.
Четвертый вариант использования сервиса — фейки и мошенничества от имени честных людей. Это относительно новый вызов. Справляться с ним оригинальным воплощениям настоящих героев еще предстоит научиться.
Илья БАЛЕВИЧ, «Новая Сибирь»
P.S.
Ранее в «Новой Сибири»: