Пятый пошел

0
1670

На этой неделе Анатолий Локоть отмечает четыре года на посту мэра — хороший повод для проведения ретроспектив и оценки перспектив.

ЧЕТЫРЕ года с того дня, когда новосибирцы избрали мэром первого секретаря обкома КПРФ Анатолия Локтя, исполняется 6 апреля. Это был один из немногих успехов КПРФ на региональных и муниципальных выборах. Из сравнимых успехов можно вспомнить только избрание губернаторов-коммунистов в Иркутской и Орловской областях.

Успех Анатолия Локтя на выборах во многом объяснялся тем кризисом, который возник в начале 2014 года во властных элитах региона и города. В январе Владимир Городецкий «добровольно» покинул пост мэра Новосибирска, перейдя на работу в областное правительство. А за три недели до выборов Владимир Путин отстранил от должности губернатора Василия Юрченко «в связи с утратой доверия». Все это проходило на фоне предвыборной кампании и никак не добавляло популярности кандидату от партии власти Владимиру Знаткову, который исполнял обязанности мэра. Тем более что сам Владимир Михайлович не обладал харизмой, необходимой для победы.

Вот говорят: мэр не должен быть политиком, ему нужно быть хозяйственником. Ан нет, Знатков — классический хозяйственник, но это не уберегло его от поражения, которое, правда, нельзя считать разгромным — 40 процентов против 44 у Локтя. Но теперь утверждение «мэр должен быть хозяйственником» можно считать мифом. Тем более что и предшественники Локтя — Толоконский и Городецкий — не были хозяйственниками в чистом виде.

Итак, что же мы имеем после четырех лет работы Анатолия Локтя на посту мэра?

Анатолий Локоть пришел к власти на волне протестного движения: в его команде объединились все — от коммунистов до либералов. Все более-менее знаковые фигуры, поддерживавшие Локтя, получили должности в новой городской администрации. Но буквально в течение года эта коалиция приказала долго жить — только Анна Терешкова, известная своими либеральными взглядами, до сих пор возглавляет департамент культуры, спорта и молодежной политики.

Правда, в развале коалиции был и свой плюс для Анатолия Локтя — власть в городе, предполагающая как раз ответственность за состояние городского хозяйства, сосредоточилась в руках нового мэра.

После выборов 2014 года было вполне очевидно, что коммунистический остров мэрии будет омываться не самым доброжелательным морем «Единой России», которая имела большинство и в горсовете, и в заксобрании и удерживала власть в областном правительстве.

Законодательное собрание вполне могло нивелировать должность мэра, сведя ее до уровня представительской, осуществляемой сити-менеджером. Так случилось в Екатеринбурге, где оппозиционер Евгений Ройзман не смог наладить отношения с городской и областной элитами. Сейчас в Екатеринбурге собираются вообще прямые выборы мэра отменить, так что Ройзману даже представительские функции не светят.

У Локтя же образовался неформальный союз со спикером заксобрания Андреем Шимкивом, который, как и Локоть, занял свое кресло вопреки желанию областной исполнительной власти. В результате появились совместные проекты с заксобранием — приведение в порядок дворов, дорог частного сектора, исполнение наказов избирателей.

С горсоветом отношения тоже наладились. Хотя уверенное большинство в горсовете по-прежнему удерживают «единороссы», Локтю удалось найти с ними общий язык. Это видно по тому, как горсовет принимал ежегодные отчеты мэра. Если в 2015 году обсуждение проходило более чем бурно, то в последующие два года все было достаточно мирно и даже доброжелательно. И это важно, потому что два «неуда» за такие отчеты — это гарантированная досрочная отставка.

Во многом такая лояльность горсовета объясняется тем, что Локоть продолжил зависшие проекты прежней городской администрации, доведя их до конкретного результата. Это касается, например, многолетней борьбы с барахолкой, которая наконец-то завершилась победой мэрии. Сам Локоть говорит: «Если бы у меня были личные интересы на барахолке, я никогда бы не решил эту проблему».

Судебная тяжба с «Сибмостом», который требовал больше 2,5 миллиарда рублей за якобы «перевыполненные» работы, также закончилась в пользу города. Помимо этого, Локоть совместно с депутатами отстаивает единую позицию по строительству четвертого моста и ледового дворца спорта. Очков Локтю прибавила и борьба за возврат денег от НДФЛ, собранных на территории Новосибирска, из областного бюджета в городской. Реального результата пока нет, но мэр регулярно беспокоит областные власти, поднимая эту тему на сессиях, различных встречах и совещаниях. Здесь с ним солидарно и большинство горсовета.

Что касается отношений между мэрией и областным правительством, то тут определенная напряженность, конечно, сохраняется. И дело даже не в том, что мэр — коммунист, а глава региона — единоросс. Сама структура региональной власти в России предполагает такое противостояние.

Еще один плюс — взаимоотношения Анатолия Локтя с общественностью стали более открытыми, чем у его предшественников. Мэр регулярно общается с прессой, доносит свою позицию в социальных сетях. Более системной стала и обратная связь. Общественные обсуждения важных городских проблем проходят неформально и зачастую весьма эмоционально. На муниципальном портале проводятся голосования по актуальным вопросам. Впервые прошло и офлайн-голосование по вопросу о развитии города — о том, какие общественные пространства следует благоустраивать в первую очередь.

Обратная сторона открытости — больше критики. Так же, как и умение мэра держать свое слово и следовать достигнутым договоренностям. Даже если это идет во вред видимой сиюминутной выгоде.

Когда городские депутаты поддержали предложенное губернатором Городецким повышение тарифов на ЖКХ на 15 процентов, Локоть не возражал. Но горсовет — это ответственность, разделенная на 50 депутатов, а мэр — он один. Если бы решение о повышении тарифов не было отменено, Анатолию Евгеньевичу припомнили бы его позицию на следующих выборах.

Говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. У Локтя тоже есть такие — если не ошибки, то спорные моменты. Допустим, за реконструкцию Михайловской набережной ему все благодарны, а вот идея превращения улицы Ленина в пешеходную зону натолкнулась на сопротивление части новосибирских «общественников». Конечно, если ты живешь в центре города, то должен смиряться с тем, что к тебе «в гости» на отдых будут приезжать люди с окраин. Но, похоже, в данном случае все оказалось серьезнее. Об этом свидетельствуют и итоги голосования за выбор приоритетных общественных территорий для благоустройства. Здесь пешеходная улица Ленина заняла последнее место.

О кадровой политике. Понятно, что ротация чиновников происходит постоянно. А когда власть меняется — меняется и команда. Анатолий Локоть, заняв кресло мэра, уволил многих бывших начальников, в том числе и одиозных. Но при этом обзавелся и своими «спорными» подчиненными.

Но если суммировать, то получится, что, придя в мэрию с рейтингом 44 процента, Анатолий Локоть сегодня располагает поддержкой более  65 процентов горожан — об этом свидетельствуют социологические опросы (например, ежегодно проводимые на сайте областного правительства). Так что если бы в ходу по-прежнему были лозунги типа «пятилетку в четыре года», Анатолия Евгеньевича можно было бы уверенно называть лидером соревнований.

Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.