Приговоренный к условному сроку экс-губернатор требует от государства компенсацию за недополученную зарплату и расходы на адвокатов.
ЭКС-ГУБЕРНАТОР Новосибирской области Василий Алексеевич Юрченко, освобожденный от этой должности президентом РФ Владимиром Путиным в связи с утратой доверия, обратился с иском в Октябрьский районный суд Новосибирска.
Иск предъявлен Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Новосибирской области. Общая сумма иска — более 7,5 миллиона рублей. Из чего она складывается? 4,2 млн — это «возмещение имущественного вреда в виде понесенных расходов на оплату услуг адвокатов», 3,3 млн — компенсация морального вреда. «Это составляет половину зарплаты, которая могла быть выплачена Юрченко за два с половиной года незаконного уголовного преследования, послужившего одной из причин снятия Юрченко с должности губернатора Новосибирской области», — цитирует текст искового заявления «Коммерсантъ».
Тут следует пояснить и напомнить читателям, что против Василия Юрченко было возбуждено два уголовных дела. Дело, о котором идет речь, появилось в сентябре 2014 года и было связано с переводом принадлежащего Новосибирскому опытному заводу измерительных приборов участка военного полигона площадью 17,7 тыс. га в Ордынском районе, находящегося в государственной собственности, в статус земель сельскохозяйственного назначения.
Дело квалифицировали как превышение должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ), но оно не дошло до суда и было закрыто с формулировкой «за отсутствием состава преступления». В феврале 2017 года Следком РФ вынес постановление о снятии с Юрченко всех подозрений.
Но было и второе дело, которое возбудили раньше — в мае 2014 года. Оно тоже касалось превышения должностных полномочий, но связано с другим инцидентом. Следком тогда официально уведомлял: «Следствием и судом было установлено, что в результате действий Юрченко, явно выходящих за пределы предоставленных ему должностных полномочий, были существенно нарушены права и законные интересы физических и юридических лиц ввиду ограничения их права на участие в аукционе на приобретение объекта недвижимого имущества, расположенного в городе Новосибирске. В результате этих действий был причинен ущерб ОАО «ГазТрансКом» на сумму 135 тыс. рублей».
ИНТЕРЕСНО, что изначально сумма ущерба по этому делу варьировалась от 18 до 22 млн рублей, но в результате снизилась до смешной. Вероятно, именно из-за незначительности этой суммы Юрченко приговорили по этому делу только к трем годам условно.
Вопрос: насколько уместно отстранение губернатора, который «ворочает» миллиардами, из-за «косяка» со 135 тысячами? Но это уже вопрос к высшим инстанциям, в данном случае — к президенту.
Почему — ответит хронология.
В марте 2014 года президент отстраняет Юрченко в связи с утратой доверия.
В мае 2014-го возбуждается первое уголовное дело против Юрченко. Экс-губернатор получает три года условно лишь в октябре 2017-го. Добиться отмены приговора защите Василия Юрченко не удалось. В марте 2018 года приговор вступил в законную силу.
В сентябре 2014 года появляется второе «юрченковское» уголовное дело. Оно разваливается в 2017-м. В связи с чем в январе 2020 года Юрченко обращается в суд за компенсацией.
По поводу перспектив иска главный редактор «Центра деловой жизни» Андрей Кузнецов в интервью изданию «Прецедент.ТВ» говорит так:
«Юрченко утверждает, что он потратил на адвокатов больше четырех миллионов рублей. Даже если это будет подтверждено договорами и платежными документами, не факт, что суд согласится компенсировать эти затраты. Если бы дело слушалось в арбитражном суде, рассчитывать на такое возмещение было бы реальнее, но иск будет рассмотрен в суде общей юрисдикции».
А что же с компенсацией зарплаты? Тут проблема в том, что формулировка «утрата доверия», из-за которой Юрченко потерял свой пост, одновременно и однозначная, и зыбкая — как бы странно это ни показалось.
В 2010 году, когда Юрченко стал губернатором, глав региона не избирали всенародно — их назначал президент, а местные парламенты формально подтверждали эти назначения. Да и сейчас, несмотря ни на какие выборы, возможность увольнения губернатора президентом из-за утраты доверия вполне реальна — достаточно вспомнить совсем недавние события. Например, глава Чувашии Михаил Игнатьев утратил доверие президента после того, как посоветовал «мочить оппозиционных блогеров», а затем заставил офицера МЧС прыгать за ключами от пожарной машины. Ситуация резонансная и, на первый взгляд, совсем не похожа на ту, что была с Юрченко. Но кое-что общее все же есть. Оно в том, что все решает президент. И не важно, что в случае с Юрченко это делал Дмитрий Медведев, а во втором — Владимир Путин.
Тут стоит вспомнить, что первичным было увольнение Юрченко, а уж затем против него возбудили уголовные дела. И даже если бы Юрченко признали невиновным в том минимальном ущербе в 135 тысяч рублей — откуда основания требовать компенсации? Президент принял на работу — президент уволил. Его право. Такова наша нынешняя политическая система, как ее ни оценивай. А Юрченко еще и в глазах закона формально виновен…
Так зачем же Юрченко решился на «бодание теленка с дубом»? Главный редактор «Центра деловой жизни» Андрей Кузнецов поясняет: «Обычно такие иски — это сигнал окружающему обществу, что человек реабилитировался, восстановил свои отношения с государством в качестве законопослушного и ни в коем случае не обвиняемого персонажа, готов к полноценной жизни. В деле Юрченко это чрезвычайно важно, потому что он был уволен президентом в связи с утратой доверия. А если посмотреть в целом по стране, то другие губернаторы, уволенные при схожих обстоятельствах, заканчивали гораздо хуже».
Так или иначе, рассмотрение иска Юрченко в Октябрьском суде длилось недолго. Судья Анна Позднякова предложила заявителю обратиться в Центральный районный суд, где рассматривалось дело, по которому экс-губернатор хочет получить компенсацию. На сайте Центрального райсуда информации о подаче иска от экс-главы региона пока нет.
Что касается Юрченко, то после всех судов он приступил к работе в компании «Металлсервис», где занялся развитием частного индустриального парка. В мае 2019 года Василий Алексеевич зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Его условный срок заканчивается в октябре 2020 года.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»