По депутатам-невозвращенцам Совет депутатов Новосибирска выразил не единодушное, но твердое мнение: менять законодательство.
Депутаты горсовета на минувшей неделе вопрос об обращении в Госдуму обсуждали недолго. Это еще один способ избавиться от изрядно надоевшего большинству Сергея Бойко, лишив его мандата.
Сергей Бойко покинул Россию в ноябре 2021 года, опасаясь уголовного преследования за создание новосибирского Штаба Навального (сегодня он уже признан в России экстремистской организацией вместе с другими родственными региональными структурами). С тех пор депутат успел побывать в Греции, а сейчас находится в Мексике. Сам он при этом говорит, что продолжает исполнять депутатские обязанности дистанционно, находясь в длительной зарубежной командировке, в которую сам себя и отправил.
Формально Бойко в своем праве. Он не умер, не признан недееспособным, не приговорен судом, не переехал на постоянное место жительства и, что самое важное для его коллег-депутатов, – не отказался от мандата депутата горсовета, но все же, с их точки зрения, стал той паршивой овцой, которая все стадо портит. В своих стримах он выступает с жесткой критикой не только местного руководства, но и федерального. Это уже дало повод новосибирским депутатам разных уровней обратиться к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину. Они просили привлечь Бойко к уголовной ответственности за дискредитацию Вооруженных сил. Бастрыкин поручил провести проверку. Но это к делу все же не пришьешь.
И тут возникла идея лишить Бойко депутатства за прогулы. Правда, это не предусмотрено действующим законодательством. Потому-то горсовет Новосибирска и обратился к Госдуме, которая может менять законы.
В своем обращении депутаты, не употребляя слово «Бойко», пишут, что у них нет возможности досрочно прекратить полномочия депутата, поскольку в федеральном законе такое не предусмотрено. Они считают, что перечень оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий надо дополнить пунктом «непрерывное отсутствие на территории Российской Федерации сроком более одного года».
Вот как комментирует инициативу председатель горсовета Дмитрий Асанцев: «Логика очень простая: депутаты муниципального уровня максимально приближены «к земле» и к избирателям, и если человек год и более отсутствует на избирательном округе и не проводит работу с избирателями в полном объеме, то в этом случае предлагается лишить депутата полномочий и выбирать депутата, который будет находиться на территории и работать с избирателями».
Подлежит ли дискуссии этот вопрос? Сославшись на то, что тема обсуждается уже довольно долго, депутат Андрей Гудовский предложил проголосовать за обращение к Госдуме без обсуждения. Даже не то чтобы проголосовать, а, как сформулировал сам Андрей Эдуардович, «выразить свое отношение голосованием».
Это очень не понравилось остающимся в горсовете единомышленникам Сергея Бойко. Антон Картавин даже устроил словесную перепалку с Андреем Гудовским, и председателю горсовета Дмитрию Асанцеву пришлось их успокаивать. В результате проголосовали за то, чтобы принимать обращение без обсуждения: только 10 человек были против и трое воздержались. Зато за обращение к Госдуме в целом проголосовали 37 депутатов и только один был против. Воздержавшихся в принципе не нашлось.
Так что это еще вопрос – все ли депутаты, «выразившие голосованием свое отношение» к формулировкам обращения думали о спасении конкретного коллеги и своих личных перспективах в таком ключе. К примеру, Виктор Стрельников попытался выглядеть даже более принципиальным, предложив поправку, которая позволит лишать мандата за прогулы не только муниципальных депутатов, но и их региональных и федеральных коллег.
Вероятно, Стрельников не в курсе, что в Госдуме такая норма уже действует, причем в гораздо более суровом виде – лишить мандата могут, если депутат без уважительной причины не появляется на пленарных заседаниях в течение 30 дней и более.
Показательно, что на такое решение думцев сподвиг депутат Илья Пономарев, представлявший в нижней палате Новосибирскую область. Он, как и позже Бойко, уехал из России, возвращаться не собирался и всячески ругал власть, а мандат при этом не сдавал. Так он в 2016 году стал первым депутатом, лишенным мандата за прогулы. Так что Новосибирская область в этом отношении уже отработала пилотным регионом, положив начало новой парламентской традиции.
Впрочем, поправку Стрельникова не приняли, мотивировав тем, что в обращении горсовета идет речь о законе о местном самоуправлении, который ни Госдумы, ни региональных парламентов не касается.
После сессии оппозиционные депутаты от коалиции «Новосибирск 2020» все же высказались – в своем телеграм-канале. Депутат Антон Картавин, намекая на своего оппонента «через зал», заявил: «Каждый депутат, который предлагает прекратить прения, то есть, по сути, лишает себя своего голоса на сессии, должен лишаться мандата через пять голосований». А Светлана Каверзина, назвав итоги сессии вытиранием ног о местное самоуправление, заявила: «Этот вопрос переборол все то хорошее, что мы могли и сделали сегодня. Когда нам не дали возможности высказаться, пользуясь тем, что их большинство, это все перевесило».
Что теперь? Надо полагать, депутаты Госдумы найдут в своем плотном графике время, чтобы рассмотреть и удовлетворить просьбу новосибирских коллег. Тогда уже на ноябрьской сессии горсовета они смогут избавиться от надоедливого коллеги. Следующая на очереди, надо полагать, – депутат Хельга Пирогова, покинувшая Россию из-за своего скандального твита о мертвых российских военных. Но тут придется дожить до сессии, которая состоится в сентябре будущего года, когда у Хельги как раз будет «более одного года» прогулов.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»