Пожар, в котором погибли десять человек, инициировал сплошные проверки «обувного кластера» Искитимского района.
ВЕСТЬ о трагическом происшествии разбудила область утром 4 января: пожар в производственно-складском корпусе обувной фабрики в поселке Чернореченский, десять жертв.
Большинство погибших — гастарбайтеры из Китая и Киргизии, один россиянин. Они, работая в соседнем корпусе, заметили дым и попытались самостоятельно, до приезда пожарных, погасить пламя. Это их и погубило: все задохнулись от угарного газа.
Пожар вышел крупным, он охватил 1700 квадратных метров. Огонь был ликвидирован вызванными пожарными за четыре часа. При этом было задействовано 26 единиц техники Искитимского и Бердского пожарно-спасательных гарнизонов. Тушение осложнялось тем, что склад был обшит металлическими листами, а материалы, предназначенные для производства обуви, выделяли токсичный дым. Буквально в пяти-семи метрах от пылающего ангара стоят жилые дома, и лишь благодаря безветренной погоде они не пострадали.
В качестве версий пожара по горячим следам назвали короткое замыкание и нарушение техники пожарной безопасности. МЧС сообщило также, что помещение не было оборудовано автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Каникулы сократились
Но вскоре и эти скупые объяснения МЧС-ники давать перестали: материалы перешли в юрисдикцию Следственного комитета России. А к Рождеству подключились и другие органы: прокуратура с привлечением комиссии специалистов на всякий случай проверила вообще все обувные фабрики на территории Искитимского района. Обследовали производственные объекты, проверили законность привлечения иностранной рабочей силы и соответствие мест ее проживания, оценили документацию по охране труда и пожарной безопасности.
Всего прокуратура сообщила про три такие масштабные проверки — на ООО «Искитим-Обувь» и двух площадках ООО «ЭнергоСтрой». «Новой Сибири» известно про еще одну — на площадке ИП Елены Адаменко. И если до этого момента Искитимский район рисковал прослыть самым пожароопасным, то теперь начал выглядеть как своего рода «обувной кластер».
По факту пожара в Чернореченском возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при производстве работ, повлекших смерть двух и более лиц). Владельца и генерального директора ООО «Обувь-НСК» Александра Меновщикова, собственника сгоревшего здания Василия Мамедова и исполнительного директора предприятия Андрея Мамедова отправили под домашний арест на два месяца — пока идет следствие.
Интересно, что по мере пресечения для одного из обвиняемых прокуратура настаивала на заключении под стражу. Помощник искитимского межрайонного прокурора Ксения Кузнецова, комментируя позицию обвинения «Российской газете», мотивировала это тем, что он пытался улететь за границу, и его буквально «сняли с самолета».
Гособвинитель также отметила, что есть вопросы и по еще не оконченной проверке соблюдения миграционного законодательства. По ее словам, несколько мигрантов из числа погибших прибыли в Новосибирскую область накануне праздников, зарегистрировать факт пребывания в России должны были 9 января, но на работу вышли до этого.
Горячая точка
В Искитимский район в последнее время красный петух наведывается часто. В конце прошлого года здесь в пожаре погибли пятеро детей. В начале этого года — десять рабочих фабрики «Обувь-НСК». Это больше, чем во всей Новосибирской области за все новогодние праздники.
Интересно, что за год до трагического происшествия на обувной фабрике уже фиксировались нарушения пожарной безопасности, и они, как утверждается, были устранены. При этом, как сообщает МЧС, фабрика работала незаконно. То есть нарушения там устранялись законно (хотя и с тяжкими последствиями), а работа шла незаконно?..
Буквально за два дня до трагедии Искитимский район посетил врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Проинспектировал организацию массового отдыха, работу спортивных объектов и единой дежурно-диспетчерской службы (последнее — особо примечательно), после чего вместе с семьей отправился отдыхать на лыжные базы Маслянинского района. Через день пришлось возвращаться…
5 января глава области провел внеочередное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Основной повесткой стало усиление мер по предупреждению пожаров и — список поручений всем, от кого в этой ситуации может быть польза. Главам муниципальных районов и городских округов поручил усилить профилактическую работу в частном секторе, Министерству образования, Министерству труда и соцразвития — провести инструктажи с должностными лицами, осуществляющими дежурство на подведомственных объектах.
Дальше — больше. 9 января прошло аппаратное совещание, на котором Травников снова говорил о необходимости усилить меры. Теперь — направленные на предотвращение гибели людей на пожарах. На совещании он отметил, что особое беспокойство вызывает ситуация с пожарами и гибелью людей в Новосибирске, Бердске, Искитиме, Искитимском и Колыванском районах. Главы городов и населенных пунктов в кратчайшие сроки призваны были принять решения по введению особого противопожарного режима и по активизации профилактической работы с населением.
Ну а прокуратура с комиссией тем временем уже вовсю шерстили искитимские обувные производства. Почему только обувные и только в этом районе? Ответ может быть только один: так проще. Если разбился самолет — ставят на временный прикол все самолеты этой марки. Тонут школьники — проверяют все лодочные станции на том озере, где они утонули.
Наверное, у нас так всегда. Пока красный жареный петух не клюнет…
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Рисунок Сергея Мосиенко из архива «Новой Сибири», 2003 год