На Хилокском оптовом рынке дают гарантию: никакого дефицита фруктов и овощей в Новосибирской области не предвидится.
Любое нарушение привычного и размеренного течения жизни отражается на потребительском рынке. Эффективно работающие рыночные инструменты способны лишь сдерживать амплитуды колебаний, но не гасить их совсем. Насколько обеспечена ими Новосибирская область и способны ли они в условиях международных санкций против России вселить в жителей региона уверенность в завтрашнем дне – в материале «Новой Сибири».
Новосибирская область репутацию региона с высоким статусом продовольственной безопасности подтверждала не единожды. Начало пандемии CОVID-19 ознаменовалось ажиотажным спросом на гречку, украинские события породили сахарный кризис. С первых дней этих пиковых колебаний спроса власти объясняли, что никаких объективных предпосылок для паники нет, но в таких ситуациях на первый план выходит субъективное восприятие каждого отдельного потребителя. Так уж люди устроены – и тут ничего не поделаешь.
Дефицит того или иного продукта замечают все, а когда все возвращается на круги своя, это уже воспринимается как должное. Хотя на самом деле уже то обстоятельство, что такие кризисы не приходят надолго, – свидетельство потенциала для их разрешения. Продовольственная безопасность – ключевой вопрос для любой территории, любого государства. И Новосибирская область, и Россия в целом, надо признать, с ним справляются.
В первую очередь, конечно, нужно понять, чем мы можем обеспечивать себя сами. Как утверждают в Министерстве сельского хозяйства Новосибирской области, производство продукции полеводства и животноводства сельскохозяйственными товаропроизводителями региона позволяет полностью удовлетворить спрос населения в основных социально значимых продовольственных товарах, таких как мука, молоко, мясо, яйца.
Сельхозпроизводители Новосибирской области не только обеспечивают потребность населения в зерне – почти половина урожая вывозится за пределы области. По молоку у нас плюс два процента от потребности, по яйцам – 26, по свинине – 27, по овощам закрытого грунта – 35.
Но российская продовольственная безопасность очень отличается, допустим, от африканской. Если в Африке сейчас главная тема – как бы не умереть с голоду, то нас тревожит, куда исчезли бананы. Именно такой вопрос возникал у некоторых покупателей пару лет назад, когда в магазинах несколько дней не было гроздей этих иноземных фруктов. Да, забыли мы старые времена, когда бананы были только в Москве, и только к Олимпиаде. К хорошему быстро привыкаешь, и отвыкать почему-то не хочется. С фруктами у нас совсем не так, как с пшеницей, уже по определению. Новосибирская область если и превратится в производителя теплолюбивых фруктов и овощей, то очень не скоро. Зато мы очень успешно и давно их ввозим, причем не только для себя, но и для всех регионов Сибири.
«Для удовлетворения потребности внутреннего рынка овощами открытого грунта, фруктами и ягодами недостающее их количество ввозится из стран ближнего зарубежья. Так, крупной площадкой, специализирующейся на организации оптовых поставок плодоовощной продукции в Новосибирскую область и другие регионы Сибирского федерального округа, является «Торговый центр Хилокский». Ежедневный запас плодоовощной продукции – 6,0 тысяч тонн, в том числе картофель, овощи, фрукты, ягоды, зелень», – сообщает в ответ на запрос «Новой Сибири» министр промышленно сти и торговли Новосибирской области Андрей Гончаров.
Действительно, в обеспечении сибиряков овощами и фруктами трудно переоценить значимость таких предприятий, как ТЦ «Хилокский». Многие обыватели представляют его таким среднеазиатским анклавом на территории Новосибирска, где можно недорого отовариться фруктами и овощами. Но это лишь «ярмарочное лицо» «Хилокского», и далеко не основная сторона его деятельности.
Как рассказал «Новой Сибири» генеральный директор ООО «Торговый центр Хилокский» Анатолий Зяблов, годовой объем фруктов и овощей, проходящий через этот оптовый рынок, – 300 тысяч тонн. Причем только 60 тысяч тонн – отечественного производства, остальные – импорт.
Как отразились на объеме поставок из-за рубежа санкции, введенные Евросоюзом? Анатолий Зяблов отвечает: «В этом году летний сезон начался без проблем. Да мы, собственно, и гарантируем, что их не будет. В конечном счете, все зависит от потребителя: сколько товара население пожелает – столько его сюда и привезут».
Прекращение поставок овощей и фруктов из Европы тоже не стало проблемой: европейцев быстро заменили турки и иранцы, объясняют на «Хилокском». Так что тема импортозамещения, которая сегодня актуальна во всей России и во всех отраслях экономики, – это не всегда замещение заграничного отечественным. В случае с «Хилокским» это замена одного импорта другим. Главное, чтобы новые поставщики были в состоянии выдать требуемые объемы и качество.
География поставок на «Хилокский» позволяет не только выдержать высокие требования сибиряков по этим основным параметрам, но даже растянуть сибирское лето на полгода. «У нас арбузы начинаются раньше, чем в Узбекистане, и отходят позже, чем там, – рассказывает Анатолий Зяблов. – Когда в Узбекистане отходит черешня, она начинается в Турции. Если что-то где-то заканчивается – где-то обязательно начинается. У нас сезон продолжается с мая по октябрь».
«Торговый центр Хилокский» работает в Новосибирске без малого 30 лет (хотя иногда кажется, что он был всегда). Еще в середине 90-х дальновидный Виктор Толоконский, тогда мэр Новосибирска, подписал постановление «Об обеспечении Новосибирска плодоовощной продукцией». Много лет прошло с тех пор, и «Хилокский» получил признание на федеральном уровне: Минпромторг РФ назвал его лучшим продовольственным рынком России.
Понятно, что за эти десятилетия на «Хилокском» сформировался пул постоянных поставщиков. Как они пережили последний кризис, и с каким настроением смотрят в будущее? Киноатшо Хафизов, работающий на «Хилокском» больше 20 лет и поставляющий продукцию из Узбекистана, разговаривая с корреспондентом «Новой Сибири», признается: поначалу было трудно. Дело в том, что все поставки привязаны к курсу доллара. В затраты входят растаможка, зарплата водителям. После начала спецоперации на Украине курс доллара в момент скакнул с 75 до 120 рублей. И это было чревато убытками. Но после того, как доллар подешевел до 60 рублей, все наладилось. «Даже лучше стало», – признается Киноатшо.
Нестабильность курса доллара заставляет поставщиков искать новые решения. Исмаил Киборов, работающий на «Хилокском» тоже больше двух десятков лет, рассказывает: «Мы занимались поставками в долларах, сейчас перешли на взаиморасчеты в рублях. Связано это с тем, что рубль укрепился». В будущее Киборов смотрит с оптимизмом.
Что ж, если поставщикам здесь хорошо, то потребителям не нужно беспокоиться: дефицита не будет. С хлебного (в нашем случае – плодоовощного) места хороший поставщик никогда не уйдет.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»
Фото newsib.net