В Новосибирске дешево продают общежитие с жильцами. Для будущего собственника выгнать их не будет большой проблемой.
МУЖЧИНА, вышедший из трехэтажки, разговаривать с журналистом был не склонен. Только в ответ на «А правда, что это общежитие продается вместе с людьми?» на ходу бросил: «Ага, а нас всех на опыты отдадут».
Скрытая ирония тут в том, что предприятие, выдавшее мужчине комнату в двухподъездном кирпичном человейнике, называется ФГУП «Опытный завод». Раньше на нем изготавливалось штучное оборудование по заказу научно-исследовательских институтов СО РАН. А все оставшиеся обитатели дома — или бывшие его работники, или их родственники.
Общежитие продает конкурсный управляющий ФГУП Аркадий Зырянов — в рамках процедуры банкротства. Как пояснил «Новой Сибири» его представитель, по-другому поступить было нельзя. Кредиторы (среди них есть управление ФНС по Новосибирской области и АО «СИБЭКО») были против, но суд так решил.
Трехэтажное жилое здание с цоколем общей площадью 1756,7 кв. м расположено на улице Ветлужской, 3 — это дивное место, вторая линия от Обского моря. А цена, по которой общежитие выставлено на продажу, и вовсе сказочная: 9,389 млн рублей. В сообщении об этом на портале официальных сведений о банкротствах в разделе «Обременения на имущество» отмечается: «В продаваемом здании зарегистрированы граждане по месту жительства». Правда, в чем суть обременения, непонятно: в проекте договора об этом ни слова.
Всего, согласно опубликованному здесь же документу, к 19 комнатам продаваемого общежития прилагаются 44 зарегистрированных по его адресу живых человека. До 20 декабря 2021 года торговая площадка принимает заявки от желающих, а 22 декабря в 8 часов утра по московскому времени они начнут делать ставки.
Человек, имеющий опыт управления общежитиями как жилым фондом, на условиях анонимности пояснил «Новой Сибири»: если комнаты не приватизированы и жильцы не имеют права на приватизацию, то новому собственнику выселить их не составит большого труда. Достаточно иска в суд — и если «подопытный» действительно окажется без другой возможности найти крышу над головой, его передадут муниципалитету, чтобы тот предоставил какое-то временное жилье. Ну а получив временное, можно потом десятки лет в нем чалиться.
Нечто подобное недавно произошло с общежитием на улице Михаила Перевозчикова, 4: пятиэтажку рядом с площадью Калинина в 2017-м сначала выкупили вместе с жильцами, потом (к удивлению проживающих) добились признания ее аварийной, а весной 2020-го выставили земельный участок под ним на продажу. Уже с возможностью снести все и построить на освободившемся месте жилой дом с административными помещениями или административное здание. В объявлении собственник отмечал, что общага расселена и готова к сносу.
На Ветлужской, 3 есть люди, нуждающиеся в жилье, но тех, кто имеет право приватизировать занимаемую комнату, пока не выявлено. Хотя несколько лет назад в борьбе за это многие из них прошли через Советский районный суд. Им отказывали по разным основаниям, но мы не нашли примеров, когда бы не отказали.
Вот вкратце один из кейсов: в 2017 году один работник «Опытного» (с 1985 года) подал иск о признании права на комнату 9,3 кв. м. ТУ Росимущества ответило: общежитие в хозяйственном ведении завода. Завод в заключении договора социального найма отказал. Мэрия просто отказалась стать третьим лицом по делу. Суд в итоге иск оставил без удовлетворения. Примерно в такой логике было принято несколько решений.
Каким бы ни был новый собственник, рано или поздно он простится с обитателями домика или подчинит их новым порядкам. И порядки эти вряд ли совпадут с нынешними.
Есть, конечно, вариант, что сиротское имущество выкупит мэрия. Восстановит, заселит нуждающимися. Или наоборот — расселит тех, кто выживет после опытов, а освобожденный от наследия прошлых времен участок подготовит для новой стройки.
Теоретически такой вариант и правда есть, считают собеседники «Новой Сибири». Вот только практики для таких теорий никому, увы, не известны.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»