Кадровый скандал в театре отгремел, но кадровые изменения не произошли. В городе считают, что история на этом не окончена.
ВОКРУГ театра «Глобус» на этой неделе происходил какой-то цирк. Все выходные в городе только и говорили об отстранении директора Елены Алябьевой и назначении известного в прошлом политика Виктора Старкова, причем при поддержке действующего вице-спикера Законодательного собрания Анатолия Кубанова. В понедельник вдруг выяснилось, что никаких кадровых перестановок местный Минкульт не планировал. Хотя, как буквально вырвалось у министра Игоря Решетникова, претензии к финансово-хозяйственной деятельности у него все же есть. А в четверг о том, как все было на самом деле, коллективу театра рассказала его директор.
«Новая Сибирь» попыталась разобраться со значением случившегося.
Что назвали рейдерским захватом?
В выходные кадровые перемещения в прессе и соцсетях называли «рейдерским захватом». Сегодня ясно: реально события начались чуть раньше — наутро после «Парадиза», во вторник, 20 ноября. На это время Елену Алябьеву вызвали к министру культуры.
Потом 29 ноября на встрече с коллективом она расскажет, что в кабинете ей сказали: у нас для вас неприятная новость. Принято решение (сверху), что вы не будете директором, а будет другой человек.
«От неожиданности я как-то вообще... Как мешком ударили, — вспоминала Елена Алябьева. — Я понимаю, что сейчас мне дают бумажку, что я уведомлена и так далее. Но мне тут же говорят: вы не переживайте, вы остаетесь в театре. Вы будете первым замом. По финансам».
Директор к такой постановке вопроса была не готова. Спросила, кто будет вместо нее. Ей назвали Виктора Старкова. Показали на телефоне фотографию. «Я думала: может быть, там кто-то молодой, театр же молодежный, должна быть смена. Мне показывают фотографию, и я понимаю, что это не молодой человек и я его не знаю. Я спрашиваю: сколько ему лет?»
Вскоре потенциальный преемник позвонил, назначил встречу, пришел в ее кабинет. Причем не один — с Анатолием Кубановым, руководителем регионального отделения партии «Справедливая Россия» и вице-спикером Законодательного собрания.
Нездоровая ситуация
Нездоровая ситуация началась, когда Елена Алябьева приболела. В ее отсутствие коллеги рассказывали, что визитеры угрожали и требовали написать заявление по собственному желанию. Коллектив, проведя несколько дней в нарастающем коме сплетен, открыто выступил против назначения. Журналисты со своими вопросами добрались до всех участников событий.
«Я думаю, что это надо спрашивать у министра культуры. Пока мне нечего вам сказать», — заявил корреспонденту НГС Виктор Старков. Анатолий Кубанов заявляет, что ни на что не влиял. А министр культуры вообще от визита дистанцировался. «Я не правоохранительный орган. Я не знаю, кто кому угрожал. Разве они приходили со мной?» — говорил Игорь Решетников и даже от самой идеи предложить театру немолодого директора открещивался: «Я не знаю, как возникла фигура Старкова. У нас каждый старается стать кем-то».
Кто эти люди?
Биография Виктора Старкова от Мельпомены далека. Сельская средняя школа, фрезеровальный станок на заводе им Чкалова, совхозный секретарь комитета комсомола, высшая партийная школа (Сибирский социально-политический институт ЦК КП РСФСР, специальность — политолог) и так далее. Затем — бурная политическая деятельность. Рабочая партия России, Общественный фонд содействия целостности России, ЛДПР, региональный парламент.
Его друг и соратник все эти годы Анатолий Кубанов к искусству имеет гораздо больше отношения: в 2012 году он требовал увольнения тогдашнего министра культуры Натальи Ярославцевой, поскольку под видом искусства она проталкивает безнравственность и опасные политические идеи в виде выставки «Родина». В марте 2015-го высказывался с критикой оперы «Тангейзер», часто обвиняет театральные учреждения в «банальном кумовстве», «махровом барыжничестве» и «диктатуре пошлости». В 2016 году Кубанов предложил обсудить репертуарную политику всех театров города и провести проверку их деятельности, что частично было реализовано — например, в новосибирском театре «Красный факел»(к слову, никаких нарушений эти проверки не выявили). Кроме того, политик оканчивает двухгодичные платные курсы переподготовки в Новосибирском театральном институте, уже к лету следующего года получит режиссерский диплом. Есть свидетельства, что он публично высказывался о намерении занять кресло главного режиссера или художественного руководителя в каком-либо театре.
В чем предъява?
Остался подвешенным вопрос: были ли хоть какие-то претензии к директору «Глобуса», и если были, то в чем?
Министр культуры имеет право снять руководителя подведомственного учреждения (а «Глобус» — именно такое), даже не объясняя причин. Однако, выступая перед коллективом театра, он от таких намерений открестился: «Если бы я хотел снять директора, то вы знаете меня: я бы снял и уже бы поставил. Но никто не видел ни одной подписанной мною бумаги об увольнении или приеме кого-то на работу».
Однако тут же замечает: некоторые финансовые вопросы «Глобуса» ему непонятны. Конкретно — выполнение дорожной карты по заработной плате. «Я говорил Алябьевой, что это может привести к увольнению. Но пока никто никого менять и снимать не будет, никаких комиссий нет, никто ничего расследовать не собирается».
Кульминация или финал?
Еще осталось неясным, что все же произошло: коллектив отбил директора, и министерство отыграло назад? Или так в правительстве начали цикл мероприятий по смене руководства своего подведомственного учреждения? А еще, возможно, речь идет о том, что среди влиятельных людей повышается конкуренция за стабильно оплачиваемые рабочие места? (Полтора года назад, например, директором Новосибирского областного театра кукол стал бывший депутат заксобрания Юрий Горлатых — и ничего, никто не шумел.)
Глава Минкульта обещает, что к финансовым вопросам «Глобуса» вернется в декабре, накануне финансового года, в самый разгар театрального сезона, когда театр собирает основную выручку. Анатолий Кубанов довольно агрессивно рассказывает журналистам, что менеджеры театров крутят «наши с вами деньги» в интересах своих кланов.
Оптимисты горды: «Театр «Глобус» удалось отстоять», «Маленькая, но важная победа» и так далее. Скептики уверены, что раз такое началось, то закончится все равно кадровой чисткой. «Неужели никто не понимает, что самое страшное в изменениях в нашей культуре еще впереди?.. Что-то подсказывает, что вся история с «Глобусом» может повернуть ход нашей региональной истории в страшном направлении! «Кадровый резерв» пугает… Есть еще сыновья вице-спикеров, бывшие следователи, бывшие работники уголовного розыска, артисты, не добившиеся успеха. Вот бы ошибиться и не проснуться в области с министром Кубановым, например!»
Элла СЕМЕНОВА, Юлия ЩЕТКОВА, Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»