На большую сцену «Красного факела» вернулся спектакль «Довлатов. Анекдоты». По стечению обстоятельств, постановка петербургского режиссера Дмитрия Егорова отсутствовала в репертуаре театра два года. Репетиции по восстановлению спектакля начались еще в январе, а в марте состоялся долгожданный 88 показ с обновленным актерским составом.
Премьера «Довлатов. Анекдоты» состоялась в сентябре 2014 года. Режиссером спектакля стал уже сотрудничавший с театром «Красный факел» петербургский режиссер Дмитрий Егоров, художником — новосибирец Евгений Лемешонок, а хореографом давно покинувший столицу Сибири Олег Жуковский. Литературную основу спектакля составило не конкретное произведение известного литератора, но корпус довлатовских текстов, опубликованный в первой половине 1990-х в формате четырехтомника. В такт культовому изданию режиссер построил спектакль на цепи географических эпизодов, разложив ключевые для Сергея Довлатова локации (Ленинград, Таллин, Нью-Йорк, Пушкинские горы) таким образом, чтобы хронология жизни писателя соответствовала вехам духовного пути.
«Довлатов. Анекдоты» — калейдоскоп уморительных и абсурдных, драматичных и тонких эпизодов из жизни Долматова, человека, который больше всего на свете хотел быть писателем и по ряду причин оказался вынужден уехать из родной страны. Долматов — главный герой постановки, которого ни исполнитель Павел Поляков, ни режиссёр Дмитрий Егоров не приравнивают к самому Сергею Довлатову, но наделяют очень похожей судьбой.
Дмитрий Егоров – режиссер с четкой выраженной гражданской позицией, с невозможностью жить по лжи и во лжи, с нежеланием смотреть на людей снизу вверх или сверху вниз. Как и писатель-Довлатов, он испытывает «муки на стыке личной трагедии и всеобщего абсурда». Недаром масштаб общей беды у Егорова проступает сквозь призму частной. Не чужой – личной, неотделимой, именной, как награда. Как и писатель-Довлатов, творя свою художественную реальность, обращает действительность в карнавал, дабы «ослабить трагизм существования». Как и писатель-Довлатов, сжимает историю страны до конкретных лиц и в каждом отражении выводит самое себя. Как и писатель-Довлатов, берет за точку опоры «дар органического беззлобия». Любовь. К персонажам, что командуют своим творцом. К временам, которые, известное дело, не выбирают. К стране, в которой довелось родиться и жить. К людям, с которыми скован одной цепью.
Жанр спектакля вынесен в название. Однако анекдоты для режиссера не только «невероятные истории, которые представляются как реальность», но и стереотипы, впитывающие особенности нации и с легкостью переходящие в массовое сознание. Довлатов вместе с героями своих книг живет в эпоху «развитого социализма» в стране, где анекдот – глоток свежего воздуха, компенсирующий отсутствие духовной свободы, «своего рода клапан, который позволяет хотя бы частично ослабить идеологический пресс, дает выход стихийному протесту». Именно поэтому анекдот, рассказанный театральными средствами, выступает идеальным посредником между людьми разного возраста, статуса, вероисповедания, воспитания. Выполняет функции культурной единицы, способной максимально точно отражать эпоху. Служит мостом между прошлым и настоящим, на поверку не далеко ушедшими друг от друга.
Восемь лет назад «Довлатов» стал для новосибирской сцены не только одним из самых резонансных спектаклей сезона, но и оказался одним из самых популярных спектаклей репертуара. Много лет рассказанные командой Дмитрия Егорова «Анекдоты» собирали полные залы. Реакция публики говорила о том, что сегодняшний зритель в совершенстве владеет языком довлатовских анекдотов. При этом гастрольно-фестивальная история у «Довлатова» оставалась достаточно скромной. В 2015 году спектакль стал участником Всероссийского фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге, а в 2016 году вошел в основную программу Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», что принесло исполнителю главной роли победу в престижной номинации «Лучшая мужская роль».
В новом десятилетии, несмотря на зрительскую любовь, спектакль пришлось «заморозить» на два года из-за пандемии, а также процесса урегулирования договорных отношений с наследниками Сергея Довлатова. Когда все сложности были улажены, руководства театра «Красный факел» приняло решение восстановить спектакль и ввести несколько новых исполнителей. В январе этого года возрождением сценического бестселлера занялся режиссер Дмитрий Егоров, приехавший в Новосибирск для работы над второй частью триптиха по пьесам Сухово-Кобылина.
«Удивительное какое-то, конечно, сейчас происходит приключение с “Довлатов. Анекдоты”, — писал в своих социальных сетях режиссер спектакля. — Выпустили мы его восемь лет назад. Последние два года спектакль не игрался, и сейчас решили его восстанавливать. Но восстанавливать капитально, подробно вспоминая и репетируя каждую сцену. И как-то всё очень удивительно получается. Вроде вспоминаем старый спектакль, а как будто репетируем новый. Мизансцены есть, композиция есть, текст артисты знают, но спустя восемь лет появилось столько всего нового, что хочется уточнить, дополнить, доделать... И всё это ‒ в удовольствие».
Впервые после двухлетнего перерыва зрители увидели «Довлатова» 2 марта. Следующий показ запланирован на 31-е число. Билеты на «Анекдоты», рассказывающие о «нашей маленькой жизни» честнее и больше, нежели все передовицы и голубые экраны вместе взятые, почти распроданы, однако попасть на спектакль в этом сезоне можно будет и в апреле, и мае.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО