Станислав Могильников: Раскачать здоровое дерево гораздо сложнее

0
1232

Подготовленные аналитиками ВТБ 24 данные по отечественному банковскому рынку подтверждают курс на снижение потребления и сокращение спроса

КАК свидетельствуют данные, приведенные в отчете за I полугодие 2016 года перед экономическими СМИ вице-президента, управляющего Сибирским филиалом ВТБ 24 Станислава Могильникова, динамика кредитования физических и юридических лиц в России отрицательная практически по всем «фронтам». Если в 2015 году темпы прироста кредитования населения и малого бизнеса составили –5,7 процента и –9,2 процента, то за I полугодие 2016 года, соответственно, –1,4 процента и –4,4 процента. Можно было бы порадоваться за крупный бизнес (соответственно, +15,2 процента и +7,3 процента), но как-то не хочется, учитывая его «нерыночность» и особые отношения с властью.

Что удивительно, беднеют не только бедные, но и состоятельные соотечественники. Если в 2015 г. их доля составляла 9,6 процента, то в этом году сократилась до 7,9 процента. Перераспределение коснулось и категорий «верхнемассовые» (средний класс) и «массовые» (соответственно, с 18,4 процента до 17,7 процента и с 72 процента до 74,4 процента).

На общем неблагоприятном фоне тренд на экономию сохраняется. Особенно это касается расходов на обслуживание личного транспорта, развлечения и продукты питания. Если в сегменте продуктов питания средний чек с января 2013 года снизился с 900 до 600 рублей, то в сегменте одежды россияне покупают меньше, но по более высокой цене. И все же все больше соотечественников предпочитают бутикам и брендам массовые розничные сети.

Хотя тенденции весьма нерадостные, ВТБ 24 умудряется сохранять хорошие по сегодняшним временам темпы прироста активов. Если кредиты малому бизнесу в данном кредитном учреждении за полугодие по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на «скромные» 36 процентов, то ипотека — на 82 процента, автокредиты — на 111 процентов, а потребительское кредитование — на 239 процентов.

Как скромно считают в самом банке, это может объясняться как «эффектом базы» (в Новосибирске год назад туже затягивали пояса, поскольку кратно падали доходы), так и перетоком клиентов из менее устойчивых банков (в трудные времена банковские клиенты стремятся «прислониться» к крупнейшим игрокам рынка). Например, в результате возмещения вкладов по выигранным тендерам АСВ пострадавшим вкладчикам (Агентства страхования вкладов) клиентом данного госбанка в Новосибирске стал каждый пятый пострадавший вкладчик.

Кроме того, как оптимистично пояснил Станислав Могильников, «в 2016 г. кредиты ведут себя лучше, а маржа расширяется». В переводе с банковского на общеупотребимый это означает, что ставки по депозитам падают, а по кредитам растут. Например, в конце 2014 года многие банки покупали ресурсы (вклады, депозиты) под 16 процентов, а продавали (кредиты) под 11 процентов годовых. Не говоря о том, что макроэкономические показатели России постепенно выходят из отрицательной зоны. Так, в 2016 году прирост ВВП ожидается от +1,8 процента до –0,8 процента, темпы инфляции — от 5,5 процента до 7,5 процента по сравнению с, соответственно, от –01,1 процента до –2,9 процента до от 7,6 процента до 10 процентов в 2015 году.

Весьма ожидаемым развитием стала реализация карт национальной «патриотической» платежной системы «Мир». Как ожидается, в 2016 г. на них будут «добровольно-принудительно» переведены оборонный сектор, часть предприятий ВПК и бюджетных предприятий. Банкиры страны 20 лет не могли договориться о единой национальной платежной системе, а тут, как говорится, «несчастье помогло».

По мнению Станислава Могильникова, «негоже, когда аналитики ЦРУ знают размер зарплаты военных и ученых, занятых разработкой вооружений и оборонной техники». С другой стороны, системы Visa и MasterCard взимают за обслуживание цену до 1–1,5 процента с оборота. Прогнозируемая цена обслуживания карты «Мир» — до 0,3–0,4 процента. Мы ожидаем, что такую карту вскоре начнут принимать в странах СНГ и других дружественных России государствах, включая Китай. Торгующие организации тоже получат удешевление цены транзакций. Хотя далеко не факт, что они поделятся дисконтом с конечными пользователями, а не оставят себе «на развитие». Прецеденты были».

На вопрос о ситуации с банковской ликвидностью Станислав Могильников уверенно ответил: «Хотя на политическом уровне может случиться все что угодно, все самое плохое, что могло случиться с экономикой, произошло. Теперь мы утилизируем последствия. Плохо, что как следствие падения доходов населения и предприятий снижается чистый денежный поток в сторону банков. Если раньше на обслуживание кредитов шел каждый 20-й рубль домохозяйств, то теперь — каждый 15-й, а значит, им приходится больше напрягаться, чтобы расплачиваться по долгам. Возрастает риск дефолта».

Поскольку количество платежеспособных субъектов экономики резко снизилось, деньги у банков есть, но давать они их готовы далеко не каждому. С одной стороны, банки «закручивают инструменты в своих риск-машинах». С другой, кредитный энтузиазм заемщиков далеко не тот, что был до последнего кризиса. Заметную обеспокоенность патриотично настроенных банкиров вызывает курс рубля. Если тенденция ослабления его курса сохранится, эффект импортозамещения будет утерян. Нужно успеть им воспользоваться. Например, чтобы развивать такие отрасли с длинным инвестиционным циклом, как приборостроение или электроника, двух-трех лет недостаточно.

Что касается ситуации в банковском секторе НСО, то тенденции на увеличение капитальных затрат (вложений в производство) нет. В сфере залогового обеспечения кредитов заемщиков также возможны проблемы: подделывают ПТС (паспорта технических средств), перебивают номера на двигателях и угоняют автомобили в Казахстан. Выстроена система, когда на заемщиков создается фальсифицированная история занятости и официальных доходов. То же самое и с производственным оборудованием — достаточно перебить «шильдик» и перекрасить его, чтобы залога «как бы не стало».

Весьма тревожит и сокращение строительного рынка. В этом году заложено на 40 процентов меньше объектов недвижимости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате многие прежде «неликвидные» объекты будут распроданы, а стоимость первичной недвижимости неизбежно вырастет. То же самое произойдет и с востребованностью стоимостью ипотеки. Хотя в связи с сокращением доходов стремление заемщиков меньше занимать и раньше погашать налицо.

Совсем безрадостна ситуация по валютным депозитам. Пока ставки по долларовым депозитам колеблются вокруг 2 процентов, по депозитам в евро — около 1 процента годовых, то банкиры начали задумываться о целесообразности отрицательных ставок, как это практикуется, например, в Японии или Швейцарии.

Многие россияне в конце лета ждут экономических неприятностей, в том числе от продолжения «зачистки» банковской системы. Как поделился Станислав Могильников, «хотя осенью все традиционно ждут отложенных на лето непопулярных решений, новосибирский банковский рынок устоялся, и нет объективных обстоятельств для негативных событий. Слова «зачистка банковской системы» звучат зловеще. Меня тревожит, что «видовое разнообразие» в банковском секторе, как основа для здоровой конкуренции и развития всего банковского рынка, сужается.

При этом некачественно управляемые и нарушающие законодательство банки, безусловно, нужно остановить. Раскачать здоровое дерево гораздо сложнее, чем то, у которого корни прогнили…»

Дмитрий КАРАСЕВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.