На российском авторынке появились первые признаки того, что затянувшееся падение прекратилось, дно нащупано и пора ожидать долгожданного восстановления

ВСЛЕД за рынком грузовиков рынок легковых автомобилей пришел в некоторое оживление. Аналитики объясняют ситуацию ожидаемым оживлением экономики, появлением доступных кредитов, стабилизацией валютного рынка и цен на автомобили. Еще один фактор, стимулирующий восстановление, — отложенный спрос. Автовладельцы далее не могут откладывать обновление техники. Впрочем, если в сегменте грузовой техники рост происходит очень бурно (по итогам I квартала +40 процентов), на легковом авторынке все не так ярко и однозначно. За I квартал текущего года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), емкость рынка легковых и легких коммерческих автомобилей выросла всего на 1 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Станет ли 2017 год переломным, начнется ли долгожданный рост на авторынке — над этими и другими вопросами пока еще ломают копья аналитики и отраслевые специалисты. Их доводы сводятся в принципе к нескольким схемам.

Год великого перелома?

ВI квартале 2017 года россияне потратили напокупку легковых машин 400,9 млрд рублей, чтона3,1 процента больше, чемзааналогичный период прошлого года, показало исследование АА «Автостат». При этом половина автомобилей была приобретена в кредит. Налицо некоторое преломление потребительского поведения. Глава комитета автопроизводителей АЕБ в России Йорг Шрайбер вот так описывает ситуацию в легковом сегменте авторынка: «В целом преобладает ощущение, что, скорее всего, самое плохое позади, но быстрого рывка вверх ждать не стоит. Экономическое положение потребителя остается сложным, хотя общие показатели экономики показывают верное направление. Непросто ведь не только в карманах потребителей, но и в сознании; пока еще преобладает осознание кризиса, а значит, определенной осторожности. Мы проходим как раз этот период. Среди дилеров преобладают более пессимистичные настроения, и это типично. Хотя автопроизводители тоже настроены менее оптимистично, чем обычно. Тут важен политический момент: каким взглядом смотреть на Россию в этом году?»

Как известно, рост валового внутреннего продукта страны даже на 1 процент дает прирост нескольких процентов на автомобильном рынке. Если в этом году будет реализован сценарий Минэкономразвития РФ с небольшими положительными темпами роста ВВП, то и ожидание роста авторынка будет обоснованным.

Еще один момент, который нельзя упускать из виду, и который также в свою очередь должен привести к положительной динамике, — отложенный спрос. Это явление объясняется тем, что многие автолюбители откладывали покупку нового автомобиля уже весьма продолжительное время. Если граждане увидят положительный рост, то среднестатистический российский автовладелец будет думать: «Кто-то покупает, может, и мне тоже поменять машину?» Ведь отложенный спрос провоцировался практически каждый день потоком негативной информации. Приходили новости, которые влияли и на участников рынка, и на потребительские настроения. Было достаточно много плохих новостей, которые держали и рынок, и потребительские настроения в негативной тональности. Так и накопился отложенный спрос.

На каком-то этапе автолюбители все же начинают понимать, что жизнь проходит, а они все откладывают покупку нового автомобиля. И этот отложенный спрос начинает срабатывать. Многие аналитики считают, что отложенный спрос сегодня на авторынке — основной драйверский фактор потенциального роста.

Также здесь во многом влияют покупательская способность и доступность кредитных средств. Наряду с огромным отложенным спросом появилась доступность кредитных средств и, что самое главное, — их стоимость более-менее начинает приближаться к нормальному уровню. Нормальный уровень — это 12 процентов и ниже. После этого достаточно широко начинают работать кредитные программы. По всей видимости, эти два фактора должны сработать. Автолюбители начнут опять покупать автомобили, если не будет каких-то новых потрясений — если не обострится политическая ситуация или возникнет какой-нибудь глобальный отрицательный фактор.

В марте рынок вырос сразу на 9 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). Можно предположить, что дальнейший рост авторынка, подобный мартовскому, не будет иметь линейную форму. Но по итогам года, если не будет каких-то потрясений, многие эксперты прогнозируют рост легкового авторынка в пределах 5-10 процентов.

Причем из-за более низкой базы может получиться так, что в регионах рост даже будет выше, чем в среднем по РФ. Это сегодня видим в Сибири. Но об этом несколько позже.

Отложенный спрос — действительно мощный драйвер роста. Среди всех объявленных прогнозов самый оптимистичный прогнозный сценарий дает модель рационального спроса. Так, при введении в модель всех параметров и факторов расчет показывает, что авторынок по итогам года может вырасти на 20 процентов. Это выше, чем ожидания большинства аналитиков и специалистов. Напомним, что в большинстве озвученных прогнозов коридор значений назывался плюс 5-10 процентов, не более. Каково будет восстановление в данный посткризисный период, пока предсказать сложно.

Впрочем, напомним, что в период после прошлого экономического кризиса авторынок в Сибирском федеральном округе рос просто «бешеными» темпами. Тогда также накопился отложенный спрос. Но его потенциал был несколько меньше, ведь падение было кратковременным, несравненно меньшим, чем нынешний за полные четыре кризисных года. Тогда падение авторынка продолжалось чуть более одного года: с рекордного 2008 года его значения снизились вдвое в 2009 году. Но уже в 2010 году авторынок уже начал показывать первые признаки восстановления. А в следующем, 2011, году рост авторынка новых автомобилей в Сибири составил 82 процента (!) при среднероссийском росте в 52 процента. Это был процесс мощного восстановления, подкрепленный ростом цен на черное золото.

Нефтяная неопределенность

Сегодня все эксперты осторожничают. И одной из существенных причин, которая заставляет их быть не столь оптимистичными, является сложная ситуация на мировом нефтяном рынке, которая напрямую влияет на отечественный рынок автомобилей. Сегодня, после так называемых соглашений об ограничении уровней добычи нефти странами ОПЕК и Россией, планка мировых нефтяных цен стабилизировалась около отметки $50 за баррель. Пока трудно прогнозировать, как в дальнейшем поведут себя нефтяные котировки, на них, как известно, влияет слишком большое число факторов. На прошедшей в Москве конференции директор АА «Автостат» Сергей Целиков озвучил такой прогноз. Если нефтяные цены продолжат оставаться на нынешнем уровне и в среднегодовом исчислении средняя цена составит около $50, то рост на автомобильном рынке будет околонулевой или достигнет нескольких процентных пунктов в плюсе. Если же цена упадет до уровня $40, то можно будет ожидать снижения объема проданных автомобилей к 2016 году на 10 процентов. И, соответственно, при небольшом росте нефтяной бочки до уровня не выше $60 динамика отечественного авторынка достигнет порядка 10 процентов.

Стоит обратить внимание и на такой фактор, как стабилизировавшийся курс национальной валюты. Рубль «вернулся» в 2014 год. В свою очередь финансовые аналитики и специалисты говорят о переоцененности валюты и предрекают снижение курса. Это автоматически повлечет за собой рост ценника на автомобили в автосалонах дилеров, поскольку в них заложена очень большая валютная составляющая. К сожалению, локализация выпускаемых автомобилей достаточно низка. Отсюда и серьезная зависимость между ценником автомобиля и курсом национальной валюты. Дело в том, что огромное число автокомпонентов автосборочным производствам приходится ввозить из-за рубежа. Это оказывает влияние на цену машин. Таким образом, пока авторынок находится в очень неустойчивой зоне. Любой фактор или развитие событий могут повлиять на него в ту или иную сторону.

Сибирский низкий старт

В течение всего кризисного периода автомобильный рынок СФО показывал одни из самых худших результатов по динамике падения продаж новых автомобилей из автосалонов официальных дилеров. На этот факт мы неоднократно обращали внимание. Это связано с особенностями нашего окружного авторынка. Сравнение же СФО с округами, расположенными западнее Урала, явно не в пользу сибирского авторынка. Напомним, что у нас оказался самый худший показатель — емкость регионального рынка в годовом исчислении уменьшилась в три раза, когда как в среднем по РФ авторынок сжался по сравнению с рекордным 2012 годом всего лишь вдвое.

Наряду с недостаточным развитием дилерской сети, более существенным фактором, повлиявшим на негативную динамику, стала более низкая покупательная способность сибиряков. Косвенным подтверждением данного факта стал переток покупателей на вторичный рынок, который в Сибири всегда был развит. Напомним, что при среднем соотношении в РФ между продажами новых и б/у автомобилей один к четырем в Сибири данное соотношение в годовом исчислении оказалось один к десяти, то есть на один новый автомобиль, выехавший из ворот дилерского центра, пришлось 10 подержанных автомобилей, перешедших из рук в руки. Такова исходная база посткрымского кризиса на автомобильном рынке округа.

Как отмечают аналитики, «дно» в прошлом году оказалось пробитым. А показатели — самыми низкими. Сегодня пока можно очень осторожно говорить о том, что авторынок «рванул» с низкого старта. По итогам I квартала текущего года окружной автомобильный рынок впервые за четыре прошедших года показал положительную динамику к аналогичному периоду прошлого года (АППГ). При этом следует отметить, что его рост оказался выше среднероссийского. По данным АЕБ, авторынок страны в I квартале вырос всего на один процентный пункт, тогда как в СФО рост составил 5,7 процента. Превышение практически на пять процентных пунктов по сравнению с общефедеральным показателем — это признак более низких стартовых позиций округа — слишком низко он упал в предыдущий период.

Теперь рассмотрим позиции отдельных марок на авторынке округа. Во-первых, первая десятка (ТОП-10 марок) упрочила свои позиции на рынке. Суммарные продажи составили 80 процентов, годом ранее — всего 76 процентов. Происходит концентрация рынка в руках немногих автопроизводителей, и это нормальный процесс в период экономического кризиса. Однако, анализируя динамику по маркам, отметим, что она разнонаправленна — одни марки усиливают свои позиции, другие, наоборот, сдают их.

Тройка лидеров по динамике в СФО — корейский бренд Hyundai (+50,4 процента), немецкий Volkswagen (+36 процентов), французский Renault (+29,2 процента). Возникает вопрос, какой модельный ряд придал данным брендам столь впечатляющий рост? Ответ лежит на поверхности. Эти три автопроизводителя вывели новые кроссоверы, которые наряду с популярной линейкой бестселлеров седанов в размерном классе В+ обеспечили маркам опережающую динамику. У корейского бренда появился в продаже давно ожидаемый кроссовер Hyundai Creta, у французского бренда — красивый и яркий кроссовер Renault Kaptur, а у немецкого бренда — новый VW Tiguan.

Неплохую динамику выше среднеокружной показали также марки KIA (+16 процентов), Lada (+10,8 процента), Lexus (+26,1 процента). Таким образом, шесть из десяти марок в ТОП-10 превысили окружной показатель и придали всему сибирскому авторынку ускорение. В этом списке особое место у японского бренда Lexus. Пожалуй, впервые в нашем анализе автомобильного рынка мы отмечаем появление в топовом списке сибирского авторынка марки из плеяды премиальных. Примечательно, что данный бренд вытеснил из ТОП-10 бюджетный китайский бренд Lifan, который, в свою очередь, занимал 10-ю ступень весь прошлый год. Но в I квартале китайский бренд ушел из первой десятки, но на его место совершенно неожиданно попал премиум-бренд из Японии. Добавим, что появление столь неожиданного участника автомобильного рынка лишь свидетельствует о том, что обеспеченный и богатый покупатель неплохо чувствует себя даже в кризис. Как известно, в кризис богатые богатеют, а бедные беднеют. Конечно, неизвестно, сможет ли Lexus остаться в десятке до конца года, не наберут ли вес и динамику другие марки, которые сегодня находятся во второй десятке?

Из автопроизводителей, показавших отрицательную динамику, четыре бренда. Несколько сдали свои позиции производители внедорожных машин — UAZ (–6 процентов) и Chevrolet (–8,3 процента), поскольку у них в активе всего по одной модели, которым требуется смена поколений или серьезная омологация. Также несколько неожиданно на пять пунктов ослабел японский Nissan, хотя у него большой и очень свежий модельный ряд. Особо стоит остановиться на негативном тренде японского автопроизводителя Toyota в СФО. Падение сразу на 13 пунктов нехарактерно для японского бренда, который все кризисные годы удерживал весьма прочные позиции в Сибири. Теперь он со второй строчки переместился на третью, пропустив корейский бренд Hyundai. По сути, данную конкурентную борьбу между японским и корейским брендами можно окрестить как борьбу с каждой стороны пары автомобилей. С корейской стороны ее ведут самые популярные модели — Hyundai Solaris и Hyundai Creta, а с японской стороны — Toyota RAV4 и Toyota Camry.

Ротации любимцев

Что касается Hyundai Solaris, то в I квартале он стал бестселлером сибирского авторынка новых автомобилей. Впервые потеснив отечественную модель Lada Granta, которая бессменно четыре года подряд была лидером сибирского авторынка. Продажи отечественного бестселлера остались на прежнем уровне к АППГ, а объемы реализации Hyundai Solaris возросли сразу на 8 процентов. По всей видимости, на данное событие повлияла смена поколений популярного корейского автомобиля. В то же самое время рестайлинг Granta планируется лишь в течение текущего года. В обновлении моделей заложен высокий потенциал дальнейших продаж на растущем рынке. По статистике также видно, как постепенно «раскручивается» другая модель корейского концерна — кроссовер Hyundai Creta. Его продажи начались осенью, а сегодня по итогам I квартала модель уже на четвертом месте в списке самых популярных по СФО. Пока сложно судить, насколько выход нового корейского кроссовера «повинен» в обвале продаж таких одноклассников, как Renault Duster, Chevrolet Niva, но несмотря на начавшийся слабый рыночный рост, даже UAZ Patriot и Toyota RAV4 оказались в минусовой зоне. Удивительным образом оказались стабильными продажи старой «Нивы» — Lada 4×4, но это скорее лишь отклик на юбилейные серии и некоторую модернизацию ветерана.

Отметим также усиление позиций отечественной новинки Lada Vesta. Пока в общем зачете она на шестом месте. Также очень хорошую динамику показывает модель KIA Rio. И еще один штрих. Из топового сибирского списка выпал немецкий седан Volkswagen Polo. Из ТОП-10 его опять же потеснил резко нарастивший продажи новый корейский кроссовер Hyundai Creta. Такие кардинальные перемены произошли в течение I квартала. По всей видимости, текущий 2017 год сулит весьма интересные перемены на автомобильном рынке СФО.

Александр МОСТОВЩИКОВ, «Новая Сибирь»

Фото автора

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.