Хроника объявленного автоспада

0
821

По итогам полугодия на местный новосибирский авторынок покупатели принесли денег несколько меньше, чем можно было ожидать по прогнозам

СЕГОДНЯ основная проблема авторынка — ограниченное количество клиентов, которые могут и хотят потратить деньги на покупку нового автомобиля. По итогам полугодия на местный новосибирский авторынок покупатели принесли денег несколько меньше, чем годом ранее. Как этот факт  повлиял на новосибирский автомобильный рынок и изменился ли на нем расклад, об этом наш материал.  

Как известно, автомобиль — это товар длительного пользования. Поэтому новый автомобиль находится в зоне особого внимания покупателя. Спешить в выборе новой машины никто не будет. Теперь категория выбора от дилеммы «нравится/не нравится» перешла в более практическую плоскость. Учет стоимости всего и вся.

Продавец в автосалоне, как известно, имеет план продаж новых автомобилей. А в свою очередь покупатель ищет новый автомобиль, исходя из наличности или возможности оплатить покупку в ближайшей перспективе, взяв авто- кредит.

Автопроизводители всеми силами стремятся сдержать рост ценника на новые автомобили. Потому что сегодня покупатель очень тщательно ведет учет цифровых значений. Как отмечают исследователи-аналитики, сегодня уровень цен сдерживается автопроизводителями и отстает от валютной динамики. Поскольку, если бы сегодня цена автомобиля выросла соразмерно валютному курсу, то рынок просто бы рухнул.

Сегодня наши сограждане ограничены в средствах на покупку такого дорогого объекта, как автомобиль. А это означает,  что постепенно накапливается отложенный спрос. Он со временем «выстрелит», но в этом году уже с большой долей вероятности не стоит ожидать прорыва. Аналитики и специалисты рынка уже снизили прогнозы по итогам года. Пока фигурирует цифра 10 процентов, даже по сравнению с провальными результатами прошлого года. Текущий год на автомобильном рынке будет самым худшим с середины нулевых годов прошлого десятилетия.

Но тем интереснее рассматривать тенденции и характеристики на нем. Ведь не так часто случаются такие «эксперименты» на живом рыночном организме.

В плане анализа автомобильного рынка обычно взгляд бросают на поведение его трех частей: автопроизводителей, продавцов и покупателей.

Модельные киллеры

Автопроизводители сегодня столкнулись с дилеммой: оставлять свой широкий модельный ряд в РФ или сокращать его. Прослеживаются две тенденции. Одна группа  авто- производителей (например, такие как корейские Hyundai и KIA) оставляет полный модельный ряд и даже выводит новые модели в различных размерных классах. Возьмите корейскую марку KIA, у которой весьма широкое предложение: от городской малютки Picanto до большого «американоподобного» кроссовера Mohave.

Другая группа, а таких автопроизводителей подавляющее большинство, режут «по-живому». То есть не только не выводят к нам свои новинки, но и прекращают продажи отдельных моделей и семейств. В процессе этого «кост-каттинга» уходят маловостребованные у нашего автолюбителя модели. Одни прекращают поставляться к нам в РФ, другие поставляются только по заранее оформленному заказу, что также является плохо скрытой формой прекращения поставок, поскольку заявки оказываются единичными.

Можно ли назвать такую тактику ошибочной? Вряд ли. У каждого автопроизводителя прослеживается свой интерес. Поскольку каждый проданный новый автомобиль должен, по идее, окупать себя, в цене на него заложены такие расходы, как доставка, сертификация, сбыт. А также программы поддержки лояльности, содержание парка техники для тест-драйвов и т. п.

И еще один аспект поведения автопроизводителей, который почему-то редко поднимается в прессе. Ошибки. Например, замена неконкурентных и плохо продаваемых моделей с низким спросом на другие, которые якобы локализованы и русифицированы, которые выпускаются на сборочных площадках на территории РФ. Для примера возьмем автомобили двух альянсов. Две родственные французские марки Peugeot и Citroen. Имеют производство на территории РФ в Калужской области, а объем продаж за полгода каждой превысил чуть более 2000 новых автомобилей. По этому показателю обе марки находятся в четвертой десятке российского авторынка. Спрашивается, в чем заключался смысл локализации моделей размерного С-класса Peugeot-408 и Citroen C4? Неверный маркетологический расчет — ошибка маркетологов и ставка на класс автомобилей, который у нас катастрофически теряет популярность? Или неверное ценовое позиционирование с завышенным ценником? Но, например, Skoda Octavia также локализована, и объем продаж подбирается к полутора десяткам тысяч.

Еще один пример. Франко-японский альянс снял с продажи такие интересные модели, как Nissan Juke, вэн Note, бизнес-автомобиль Teana, и начал выпуск таких автомобилей, как Nissan Tiida и Sentra в размерном классе С. Результат, как и с парочкой Peugeot- Citroen, предсказуем.

Надо иметь в виду, что в ближайшей перспективе модельный ряд автопроизводителей еще более сузится, ведь с нового года на автомобили в обязательном порядке будут установлены системы «ЭРА-ГЛОНАСС». И некоторые автопроизводители не хотят нести дополнительные затраты. Так что «очищение» и усиление концентрации отечественного авторынка наиболее продаваемыми моделями будет продолжено до окончания кризиса.

Конечно, нам пока очень далеко до других авторынков, где представлено очень ограниченное видовое автомобильное разнообразие. Как, например, в Узбекистане, где на улицах доминируют Chevrolet и Daewoo, а чиновники ездят сплошь на «мерседесах».  Пока, в принципе, есть из чего выбрать. Чуть более сорока автобрендов и более двух сотен моделей.

На что тратят?

Покупателю, в свою очередь, хочется большого выбора. Но он имеет ограничения. И это ограничение называется платежеспособностью. Поток клиентов в автосалоны, конечно, снизился, больше стало клиентов «смотрящих». Они приходят, присматриваются, думают и решают задачку: «Сколько денег-то надо еще?» В итоге или решают копить, или идут к  «корейцам». Это процесс отложенной покупки.

Если бы не было ограничений в средствах, то все бы покупали большие внедорожники и люксовые седаны. Но, представьте себе, оказывается, такая категория покупателей имеется. Везде в городах есть люди, у которых есть деньги, и те, кто хочет показать, что у них есть деньги. Те, кто хочет насладиться, кто любит драйв. Они идут покупать премиум-марки автомобилей, так называемую автомобильную роскошь.

Но подавляющее число покупателей имеет другую мотивацию и поставлены в другие условия. Они скрупулезно подсчитывают свои средства. При этом не все влезают  в автокредиты и прочие инструменты. Покупатель как никогда щепетилен.

Остается и третья сторона данного процесса на автомобильном рынке — дилер. Движение на рынке в среде автодилеров требует особого рассмотрения. Но сегодня они нам интересны только в плане представленности марок и автобрендов. Почему не растет число представленных марок в Новосибирске? Потому что выход в любой новый бренд — это большие инвестиции, а в сегодняшней ситуации на авторынке вряд ли можно будет вернуть инвестиции. Пока мы только наблюдаем сворачивание и сжатие. Некоторые дистрибьютеры, например, разрешают дилерам торговать в своих салонах другими марками автомобилей и т. д. Стараются предоставить официальным дилерам возможность простого выживания.

Новосибирские горки

Новосибирские автодилеры в период кризиса теряют покупателей. Причем в последние два года они теряли их быстрее, чем в других регионах страны. Доля Новосибирской области на авторынке РФ за два года сократилась с 1,1 процента до 0,82 процента.

По данным автостатистики, теперь падение в НСО находится на среднероссийском уровне.

Как чувствуют себя новосибирские продавцы? 

Две отечественные марки Lada и UAZ демонстрируют самое глубокое падение среди лидерских брендов. Неуверенно себя чувствовали на новосибирском авторынке и иномарки — Renault и Chevrolet. Правда, темпы их падения в два — два с половиной раза ниже, фактически на уровне среднерыночного. Несколько снизились продажи японского бренда Toyota.

У остальных брендов, несмотря на затяжной кризис, автостатистики зафиксировали положительную динамику (см. табл. № 1). Если две марки KIA и Volkswagen продемонстрировали небольшой рост, то Nissan и Hyundai росли двузначными процентными пунктами. Снова, как и в I квартале, «чемпионом роста» стал китайский бренд Lifan.

У разных автомобильных брендов совершенно различные драйверские модели. Но несомненно, что пока модели-драйверы представлены в двух классах — народные седаны размерного класса В+ и компактные кроссоверы.

Положительная динамика корейского бренда Hyundai вызвана успешными продажами лидера новосибирского авторынка — модели Solaris, в структуре продаж на который  приходится два автомобиля из трех корейской марки. Более сбалансированная линейка предложения у другого корейского автопроизводителя — KIA. На флагманскую модель продаж Rio пришлось всего 55 процентов продаж с начала года, но именно эта модель задала положительную динамику.

Бюджетный Nissan Almera, замыкающий тройку лидеров новосибирского авторынка, продавался на треть лучше, чем годом ранее, но его доля в продажах японского бренда составила 39 процентов. Отметим также рост продаж модели VW Polo sedan, на которую приходилась 57 процентов продаж немецкой марки, годом ранее, чуть менее 50 процентов.

Некогда самая популярная модель новосибирского авторынка Lada Granta сдает свои позиции перед конкурирующими иномарками. Но, как считают автоаналитики, снижение ее доли в модельном ряду отечественного автогигната обусловлено тем, что ее позиции теснят две новинки — Lada Vesta и Lada Xray. Они не вошли в местный рейтинг самых популярных моделей, но дефицит их постепенно устраняется, и вскоре, несомненно, новинки займут подобающее им место. Пока же на модель Granta приходится 22 процента продаж отечественного автопроизводителя в Новосибирском регионе.

Кроссоверы и автомобили повышенной проходимости также играют весомую роль в модельных рядах автопроизводителей. Если американская марка Chevrolet представлена практически одной моделью Chevy Niva и этот вездеход фактически является монополистом в модельной линейке автопроизводителя в России, то на единственный импортный автомобиль в нашем топ-списке кроссовер Toyota RAV4 в модельной линейке японского автопроизводителя приходится лишь 30 процентов продаж, практически столько же и на локализованный бизнес-седан Toyota Camry.

Новосибирский автомобильный рынок за полгода составил объем более 6,5 млрд руб.

Как обычно, больше всего денежных средств автомобилисты отнесли дилерам японской марки Toyota. В первую тройку также вошли дилеры Nissan и Hyundai. (cм. табл. № 3).

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.