Авиакомпания S7 вернет турагентам деньги за неиспользованные во время пандемии билеты.
COVID-19 не располагает к широким жестам: почти одновременно две туристические компании обратились в Арбитражный суд Новосибирской области, требуя возместить их расходы за купленные, но неиспользованные билеты.
Все началось весной, когда возможность введения карантина многими рассматривалась как нечто невероятное. В марте ООО «Астро» приобрело у авиакомпании «Сибирь» (S7) 31 авиабилет на общую сумму почти 400 тысяч рублей для туров из Москвы до Благовещенска и Петропавловска-Камчатского. Туры отменились по известным причинам, и турагент пожелал вернуть деньги за билеты, благо это было предусмотрено договором.
Однако S7 отказалась от возврата денег. Обоснование довольно интересное: ООО «Астро» является ненадлежащим истцом. Оказывается, все билеты приобретались на банковскую карту директора — Анастасии Котовой. Пришлось ей идти в суд, который и установил, что Котова является только картодержателем, а сама карта корпоративная и принадлежит ООО «Астро». Суд пришел к выводу, что авиакомпания все-таки должна вернуть деньги…
Похожая история случилась и с ООО «Гранд-Байкал». Правда, сумма там несколько больше (3,366 млн рублей), и обстоятельства отличаются. Компания забронировала билеты на 99 человек по маршруту «Братск — Москва — Симферополь» и обратно. Пассажирами должны были стать дети, которые собирались отдохнуть в Крыму. Ну а в остальном все как у «предыдущего пассажира».
Авиакомпания иск не признала, полагая, что имеются основания для удержания денежных средств в качестве неустойки, согласованной сторонами в договоре, с учетом того, что «аннулирование группы» произошло меньше чем за месяц до вылета. Перевозчик не успел допродать эти места, и рейсы улетели полупустые. А S7 понесла значительные убытки.
Суд признал убытки, но не счел это поводом для невозврата денег. Во-первых, самолеты все-таки улетели. Во-вторых, не «Гранд Байкал» стал инициатором отмены детского летнего отдыха в Крыму. Односторонний отказ заказчика от оформления групповой перевозки был мотивирован тем, что из-за неблагоприятной эпидситуации глава Республики Крым и губернатор Иркутской области практически одновременно ввели на своих территориях режим повышенной готовности.
И это уже стало обстоятельством непреодолимой силы. «Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях», — пояснил суд. Если перевести на простой русский, это означает, что отказ от бронирования меньше чем за месяц до полета все равно должен быть компенсирован авиаперевозчиком.
Суд объявил: «Сложившаяся противоэпидемиологическая ситуация в равной мере сказалась как на истце, так и иных организациях туристической сферы — ограничительные меры повлекли невозможность исполнения обязательств, принятых туроператорами и турагентами». Исходя из того обстоятельства, что планировалась перевозка детей к местам отдыха и оздоровления, судья сделал вывод, что «отказ заказчика от групповой поездки вызван чрезвычайными обстоятельствами, находившимися вне контроля заказчика услуг». В этом случае S7 тоже придется возвращать деньги.
Рейтинг РБК-500, опубликованный 15 октября, свидетельствует, что S7 Airlines за год поднялась с 81 места на 70-е, ее годовая выручка выросла на 11 процентов и составила 203 млрд рублей. При этом общие убытки отрасли по итогам 2020 года ожидаются на уровне 350 миллиардов рублей.
Однако и у S7 прибыль сократилась почти вдвое. Из-за этого, в частности, компания вынуждена расставаться с непрофильными активами. Так, буквально в тот же день, когда вышел рейтинг, стало известно, что S7 продала элеваторный комплекс в Липецкой области. Его оценочная стоимость — 400 млн рублей. Вероятно, из этих денег можно будет заплатить и «Астро», и «Гранд-Байкалу», и тем, кто еще, вероятно, пополнит список истцов по аналогичным искам.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»