Коронавирус ударил по промышленной статистике в первом полугодии, засуха сделает это с сельхозстатистикой во втором.
Новосибирскстат опубликовал данные о социально-экономическом положении Новосибирской области за январь—июль 2020 года. Из них следует, что единственной отраслью, которая показала прирост по сравнению с тем же периодом 2019 года, стало сельское хозяйство. Объем производства в этом секторе увеличился на 6,7 процента.
Правда, по сельскому хозяйству данные приходят с некоторым запозданием, поэтому статистическое ведомство особо оговаривает, что речь идет не о семи, а о шести месяцах. Прирост сельского хозяйства мог бы порадовать, если бы не одно обстоятельство: очевидно, что по итогам года все будет гораздо хуже. На территории 17 муниципальных районов Новосибирской области введен режим чрезвычайной ситуации из-за засухи. Существенно снизилась урожайность, а на 195 тысячах гектарах посевы и вовсе погибли. Только прямой ущерб, связанный с затратами на семена, удобрения, проведение весеннего сева, оценивается в полмиллиарда рублей. В целом же, с учетом недобора урожая, экономические потери могут превысить пять миллиардов рублей.
Если на селе засуха, то в городах — коронавирус. В результате индекс промышленного производства упал на 1,4 процента. Снизилось и производство электроэнергии — на 3,9 процента. Но в промышленности картина очень контрастная. Если смотреть по большим кластерам, то обрабатывающие производства подросли на 1,8 процента, а вот добыча полезных ископаемых снизилась на 10,7 процента.
Предсказуемо процветает производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (плюс 27,2 процента), хотя это как-то не очень радует. На 26,9 процента увеличилось производство текстильных изделий, металлургическое производство тоже выросло — на 16 процентов. В плюсе производство резины и пластмасс (19,4 процента) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (15,5 процента).
Что касается пострадавших отраслей, то тут особо выделяется производство кокса и нефтепродуктов — минус 65,8 процента. Ухудшились показатели в деревообработке (минус 19,3 процента), производстве готовых изделий (минус 18,8) и одежды (минус 9,4).
Серьезно пострадала строительная отрасль. Несмотря на то что строителям раньше других разрешили выйти на работу, объем строительных работ сократился на 27,8 процента, а ввод жилых домов снизился на 16,8 процента.
Что касается рынков товаров услуг, то тут больше других пострадала сфера общественного питания: ее оборот снизился на 30,5 процента. Платные услуги населению потеряли 17,8 процента, розничная торговля — 2,1 процента.
При этом Новосибирскстат отмечает, что реально располагаемые денежные доходы за январь—июнь 2020 года выросли на 0,7 процента по сравнению с тем же периодом 2019 года. Номинальная среднемесячная зарплата выросла по сравнению с 2019 годом на 766 рублей — до 39 842 рублей. По этому показателю Новосибирская область остается на седьмом месте в Сибирском федеральном округе (из 10). Индекс потребительских цен вырос за полгода на 3,1 процента.
Если говорить о финансовом положении региона в целом, то у Новосибирской области в первом полугодии 2020 года самый низкий бюджетный дефицит среди регионов СФО — 345 миллионов рублей. Такие данные приводит международная аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza. Самый большой дефицит у Иркутской области (8,6 млрд рублей) и Кузбасса (7,2). Но есть в СФО и регионы, закончившие полугодие с профицитом. Это Тыва, Республика Алтай, Алтайский край и Омская область.
Большинство регионов не смогли бы выполнить свои обязательства без поддержки федерального центра. Доля безвозмездной помощи из федерального бюджета в Новосибирской области составила 23 процента. Это существенно выше, чем в Красноярском крае (11 процентов), но гораздо меньше, чем в Тыве (82 процента).
Из новостей, которые можно отнести к хорошим: в первом полугодии 2020 года организациями Новосибирской области использовано 92,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что на 15,2 процента больше, чем за соответствующий период 2019 года.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»