Как расшить «железнодорожную пробку»

0
2369

БАМу снова требуется помощь, и ее предлагают компании, добывающие в Новосибирской области высококачественный антрацит. 

ГРУППА «Сибантрацит» и управляющая компания «ВостокУголь» на неделе заявили о старте работ по подготовке строи- тельства второй очереди Северомуйского тоннеля. Объект побьет российский рекорд по протяженности тоннелей, вдохнет жизнь в депрессивные Забайкальские территории и позволит более чем в пять раз (с 16 млн до 100 млн тонн) увеличить пропускную способность этого участка БАМа. И кроме этого даст новосибирцам (а значимая часть активов «Сибантрацита» расположена именно в Новосибирской области) почувствовать себя причастными к столь же важной для страны стройке, какой в прошлом веке была и сама Байкало-Амурская магистраль.

Новый путь получил имя «Северомуйский тоннель-2» и сразу вызвал дискуссии в деловом сообществе. Сможет ли «Сибантрацит» уложиться в пять лет и как у него это получится, если даже сам глава РЖД Олег Белозеров отводил на стройку «где-то 10 лет»? Как вообще все будет устроено, если государственный объект транспортной инфраструктуры создавать на частные деньги?

Пока дополнительных комментариев «Сибантрацит» не дает. Известно только, что тоннель протянется сквозь Северо-Муйский хребет на 18 км.

Хребет — часть Станового нагорья длиной около 350 километров и высотой до 2,5 тыс. метров. С геологической точки зрения — крепко сложен: состоит из гранитов и сланцев. Когда в 70-х годах прошлого века думали, как провести через него БАМ, было даже предложение устроить небольшой ядерный взрыв, но до этого, слава богу, не дошло. Среди других вариантов рассматривался обходной путь (с ним дорога до Амура получалась на 200 км длиннее). В итоге пошли напрямую.

ОДНАКО проблемы транспортного сообщения с Дальним Востоком стояли настолько остро, что обход все же сделали: временный, протяженностью 24,6 километра и с очень большим наклоном (40 метров на километр пути). Это позволяло перевозить грузы только короткими составами. Приходилось расцеплять, перегонять, снова сцеплять. Позже (в конце 80-х) появился и еще один обход — 54-километровый, с уклоном 18 процентов (сегодня его используют лишь для порожних составов).

Основной же тоннель начали строить в 1977 г. и с остановками закончили в 2003-м. Получилось 15,3 км.

В мире есть тоннели и подлиннее. Евротоннель, дающий возможность проехать поездом под Ла-Маншем, имеет протяженность около 51 км, и его уже объявили одним из современных чудес света. Он самый известный, но японский тоннель Сэйкан, соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо, имеет длину 53,85 км.

Зато Северомуйский уделал все импортные по сложности: специалисты называют его проходку самой сложной из известных на планете. Когда его строили, пришлось разрабатывать и внедрять новые технологии, применять замораживание жидким азотом, создавать автоматизированную систему управления технологическими процессами, испытывать строительные машины из десяти стран мира.

Ввод объекта инфраструктуры в эксплуатацию сделал возможным безостановочное движение тяжеловесных грузовых поездов по БАМу. Правда, выглядит это все, как бутылочное горлышко: много в него не пролезает. Недавно Олег Белозеров признал, что это всего 16 пар поездов в сутки.

Летом 2018 года РЖД заявили, что предполагают разработать технико-экономическое обоснование еще одного Северомуйского тоннеля, строительство которого позволит расширить горлышко БАМа. В августе уже появилось соответствующее правительственное поручение, а в декабре госкомпания подтвердила требуемые на создание объекта сроки: 10 лет.

Тем временем идея заинтересовала частных инвесторов.

Группа «Сибантрацит», объединяющая АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный» в Новосибирской области и ООО «Разрез Кийзасский» в Кемеровской, уже в 2018 году выдала на-гора 24,1 млн т угля, а к 2022 году планирует добывать 58 млн т. Группа занимает первое место в мире по производству и экспорту высококачественного антрацита UHG, является крупнейшим в России производителем металлургических углей и входит в число наиболее динамично развивающихся угольных компаний страны.

В марте 2019-го совладелец «Сибантрацита» и «ВостокУгля» Дмитрий Босов обратился к президенту Владимиру Путину с письмом, в котором обосновал потребности в перевозке 50 млн т своих грузов в год по БАМу и Транссибу на 25-летнюю перспективу. Взамен «ВостокУголь» готов за пять лет инвестировать в строительство второго Северомуйского тоннеля необходимые 260 млрд рублей. Но — в случае заключения соглашения с «Сибантрацитом», обеспечивающим приоритетный доступ группы к железной дороге.

Так или иначе, но письмо президенту было подписано 11 марта, а уже 13 марта Владимир Путин отписал его в правительство с резолюцией «проработать и поддержать», сообщила газета «Ведомости». Вскоре распоряжением генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова была создана совместная рабочая группа по реализации проекта строительства тоннеля, в которую вошли руководители профильных департаментов и управлений «РЖД» и топ-менеджеры «Сибантрацита» и «ВостокУгля». И уже 11 апреля прошло ее первое заседание.

Сообщается, что проект строительства «Северомуйского тоннеля-2» будет разработан УК «ВостокУголь» (предпроектные работы уже ведутся). В течение года предполагается начать строительство, а через пять лет — закончить.

В Бурятии с лихвой восполняют скупость компании на комментарии, рассматривая проект как шанс на прорыв. Ввод в строй «Северомуйского тоннеля-2» приведет к созданию в ближайшие два-три года около 3000 новых рабочих мест, позволит всем угольщикам республики увеличить объемы добычи. «В 2019 году мы на 7 млн тонн должны выйти. Важно, чтобы была возможность выехать, — комментирует журналистам глава Бурятии Алексей Цыденов. — Для нас важно наличие запаса пропускной способности, которую может обеспечить второй Северомуйский тоннель. Наши ресурсы тогда получат возможность выходить на мировой рынок».

Для Бурятии «расшить пробку БАМа» — это и шанс получить инвестора для крупнейшего месторождения калийных удобрений на севере региона, там будет сгенерировано еще 2 млн тонн в год.

Новосибирцев новый тоннель тоже порадует: «Разрез Восточный» и «Сибирский Антрацит» —  крупнейшие налогоплательщики региона и его постоянные социальные партнеры. Ну и, наконец, всем жителям области приятно будет снова, как в 80-х, когда здесь мобилизовывали молодежь на комсомольские стройки БАМа, почувствовать себя причастными к чему-то масштабному.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Автор фото Роман ШАЛЕНКИН

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.