На новосибирскую компанию вешают многомиллиардные долги инвестпроекта всероссийского масштаба

2
1701

Участие новосибирской компании «Техвэб» в инвестпроекте по развитию Эльгинского угольного месторождения и строительству Тихоокеанской железной дороги заканчивается бесславно. Предприятие, до недавнего времени фактически являвшееся генподрядчиком масштабной стройки, сегодня в конкурсном производстве, его учредитель — под шестью уголовными статьями в СИЗО. Зато сам проект, который реализует ГК «Эльга» российского инвестора Альберта Авдоляна и его партнера Александра Исаева, оставшись без долгов и негативного бэкграунда, ведет угольную отрасль России к новым вершинам.

Все неприятности строящегося угольного терминала в Охотском море хотят оставить в Новосибирске? Кадр видео телеканала «Хабаровск».

Неочевидные обстоятельства этой истории «Новой Сибири» удалось выяснить из анализа судебной практики и из рассказа непосредственного участника процесса — представителя одного из подрядчиков новосибирской компании, пожелавшего остаться неназванным.

Группа «Эльга» в Новосибирске более известна как компания «Элси» — под таким именем угольные инвесторы в мае 2020 года выкупили у наследников миллиардера Дмитрия Босова, пожалуй, главную гордость региона — ведущего мирового производителя высококачественного антрацита, компанию «Сибантрацит». Владели Авдолян и Исаев этим активом недолго и особых достижений публике не предъявили. Зато именно в тот период они привлекли к партнерству в реализации своего дальневосточно-якутского проекта новосибирское ООО «Техвэб».

Под это сотрудничество, предполагавшее руководство проектом, включавшим и строительство частной железнодорожной ветки Тихоокеанской железной дороги, и строительство угольного терминала в Охотском море, и развитие крупнейшего в мире месторождения угля, бизнесмен Александр Будников на базе небольшого юрлица фактически заново создал для этого мощного генподрядчика.

«Сегодня, когда на «Техвэб» все валится, в прессе настойчиво проводится мысль, что компания Будникова была пустышкой, но это некомпетентно, — уверен собеседник «Новой Сибири». — Да, первые годы с момента основания она работала в совсем другой сфере и имела совсем иные масштабы, но заработала хорошую репутацию и светлое имя. Ну а после того как новый владелец привел туда свою команду и увеличил уставный капитал предприятия, она превратилась в веского игрока, способного управлять масштабными проектами».

Работа «Техвэба» началась с создания трудовых коллективов из специалистов-вахтовиков и пула подрядчиков для участия в стройках на мысе Манорский и просторах Якутии. Это такие суровые края, что даже за хорошие деньги желающих было немного. Их приходилось буквально заманивать. «Техвэб» привлекал огромное финансирование — на главного подрядчика мегапроекта оформлялись многочисленные лизинговые контракты на промышленную технику, транспорт, оборудование.

Однако как только проект встал на ноги, ГК «Эльга», вопреки обещаниям на старте сотрудничества, принялась создавать собственные подрядные организации, заводить на объекты своих субподрядчиков и переписывать на них контракты. К декабрю 2023 года в общем обороте проекта таких было уже большинство, обороты генподрядчика стремительно падали.

«Конфликт в команде проекта стало уже невозможно скрывать от нас, субподрядчиков, — рассказывает собеседник «Новой Сибири». — В декабре 2023 года мы узнали, что «Эльга» без объективных предпосылок в одностороннем порядке разрывает все договорные отношения с новосибирцами, и стали очевидны проблемы с выплатой зарплаты коллективу».

В те дни в публичную плоскость вышла скандальная история 260 вахтовиков с мыса Манорский: они остались не только без зарплаты за два месяца (общая задолженность — порядка сотни миллионов рублей), но и без возможности покинуть суровые края. Вскоре «Техвэб», к тому моменту свалившийся в процедуру банкротства, отвечать по долгам уже не мог чисто процессуально — зарплатные средства удалось провести лишь при вмешательстве полпреда президента в СФО Анатолия Серышева. Ну а к весне оппоненты добились возбуждения в отношении Будникова шести уголовных дел.

В букете — три самых популярных в корпоративных разборках инструмента: злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), мошенничество (ст. 159) и преднамеренное банкротство (ст. 196). «Детали пусть разбирают юристы, но мы считаем, что в действиях директора «Техвэба» нет главного, что предусматривает состав этих статей, — личной выгоды», — комментирует представитель субподрядчика «Техвэба».

Точные данные о том, кто довел новосибирского генподрядчика до банкротства, сегодня параллельно со следователями выясняются в арбитражных судах регионов России. В ГИС «Электронное правосудие» есть данные о нескольких процессах по искам «Техвэба» к структурам ГК «Эльга» на общую сумму более 2,8 млрд рублей. Их рассмотрение начнется в ближайшее время. Сама же «Эльга» тем временем стремится зайти в процедуру банкротства со своими требованиями. Один из последних судебных актов включил в конкурсную массу кредитора от угольщиков с требованием на сумму 192 тысячи рублей. Это ООО «Эльга-дорога». Именно с нее «Техвэб» через Арбитражный суд Якутии взыскивает сегодня 229,3 млн рублей.

В финансовом анализе состояния «Техвэба» конкурсный управляющий Валерий Левченко заключает: компания-банкрот фактически работала как часть группы компаний «Эльга». Более 70 процентов финансирования шло от заказчика, от него же генподрядчик получал и средства на расчеты с третьими лицами. Вывод: сотрудничество не было равноправным, в нем реализована бизнес-схема «центр убытков — центр прибыли», в которой в качестве «центра убытков» выступала новосибирская компания.

«Финансовая зависимость ООО «Техвэб» от ГК «Эльга» выражается в так называемом «компенсационном финансировании», то есть в регулярном перечислении денежных средств должнику для расчетов последнего. У ООО «Техвэб» на протяжении всего периода ведения деятельности отсутствовала возможности производить расчеты за счет собственных денежных средств, что свидетельствует о его объективной неплатежеспособности в анализируемый период», — говорится в документе, копию которого редакции предоставил один из кредиторов.

Источники «Новой Сибири», знакомые с обстоятельствами истории, уверены: при закономерном развитии событий к субсидиарной ответственности по долгам новосибирской компании должны быть привлечены структуры «Эльги». Но этому сегодня мешают два обстоятельства. Первое — возможное получение угольщиками контроля за процедурой банкротства, стремление к которому прослеживается во многих арбитражных процессах. И второе: уголовный мотив фактически корпоративного спора. Увы, в последнее время этот фактор все чаще становится решающим.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Как расшить «железнодорожную пробку»

 

Whatsapp

2 Комментарии

  1. Заработные платы до сих пор не выплачены сотрудникам, уже год прошел, увиди ли мы заработанное? Огромный вопрос! Автор пишет о чуть менее трехсот рабочих, а по факту нас более 1000 человек, ведь участки были не только на мысе, но и на Эльге, ТЖД.

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.