Нет приема против «бюджетного недолива»

0
2015

Факты о нарушениях в обороте алкоголя ходят по кругу контролирующих органов и возвращаются в исходное состояние.

В разгар пандемии группа добровольцев «Общественный контроль — Новосибирск» направила в госорганы новые факты нелегального оборота пива.

Поставки пива под видом газировки, фантомные цепочки продавцов — общественники собрали документы, подтверждающие сомнительную деятельность нескольких производителей и десятки примеров нарушений.

Эта команда известна своей работой по мониторингу теневого рынка алкоголя. Напомним, самый громкий и вопиющий из выявленных ими фактов — это когда завод по документам производит и поставляет в магазины якобы безалкогольную газировку, но на деле под тем же названием продается дешевое и вполне алкогольное пиво.

Волонтеры признавались, что они могут контролировать только розницу. Но главные нарушители — это те, кто получает основную прибыль от нелегальной схемы. Это некоторые производители, которые уклоняются от налогов. Ими должны заниматься власти.

Эти обращения «Общественный контроль» разослал по госструктурам, способным проводить внеплановые проверки хоть где. Но результата они не дали.

Почему? Разберемся дальше.

По складам

Этим летом межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по СФО удалось довести до решения несколько дел.

Одно, правда, оказалось пустышкой: в июле прошлого года специалисты управления буквально прошерстили склад новосибирского ООО «Парнас-Групп», но почти вся алкогольная продукция там оказалось легальной. Почти — потому что, поднявшись на второй этаж склада, проверяющие все же нашли 13 бутылок грузинского вина без сопроводительных документов. А потом еще и в «Газели» сотни полторы бутылок пивного напитка. Руководители оптовой компании доказывали, что все это было не для продажи. Однако от штрафа в 100 тысяч рублей открутиться не смогли.

Другой кейс потребовал меньше времени, но улов принес гораздо более крупный: на складе ООО «Аниса-Н проверяющие нашли более трех тысяч больших и маленьких бутылок с пивными напитками и пивом без документов. Всего 2260 литров. Директор компании Вячеслав Лапшин тоже попытался убедить суд, что это он все для себя лично купил, но ему не поверили.

Суд напомнил: «Реализуемая без соответствующих товаросопроводительных документов алкогольная продукция в силу одного лишь этого обстоятельства является находящейся в незаконном обороте и потому представляющей опасность для потребителей». Но все же проявил гуманность и оштрафовал оптовика на те же 100 тысяч — то есть на сумму вдвое ниже минимума, предусмотренного административной статьей о нарушениях учета алкоголя.

По сути — все. Есть, правда, на счету управления большое дело в Братске Иркутской области — в ООО «Амега опт» нашли нелегальных 8,5 тыс. полторашек пивных напитков. Они были мало того что без документов, так еще с виду были похожи на суррогат. Однако вскоре кое-какие документы нашлись. Без оформления осталось лишь 2100 бутылок. Спустя почти год после проверки фирму оштрафовали на 200 тысяч. Правда, в июле на это решение поступила жалоба, так что конец истории еще впереди.

Что такое?

Все эти истории наглядно показывают, что органу действительно непросто защищать рынок от теневого оборота. И заниматься мелкими подозрительными находками «Общественного контроля — Новосибирск» ему просто некогда.

«Новая Сибирь» по материалам добровольцев написала в Росалкогольрегулирование свой запрос о том, кто же должен проверить газировку на градусы. Нам ответили, что данных, собранных общественниками, для административного дела недостаточно, и уточнили: тут необходимо «осуществление оперативно-розыскных мероприятий», а они входят «в компетенцию органов внутренних дел (полиции)».

Об этом же завил журналистам и министр промышленности и торговли Новосибирской области Андрей Гончаров. Он вообще удивился, что такие факты уже вскрыты, а полиция еще не в деле.

Наши коллеги из правозащитного проекта «Прецедент» (precedent.tv) задали соответствующие вопросы и ГУ МВД. Но там пояснили, что главным по контролю за производственным и оптовым звеньями в этой сфере является управление Росалкогольрегулирования, а в рознице — региональный Минпромторг. Полиция же подключается только когда эти органы выявляют нарушения в крупном и особо крупном размерах. Меряют по стоимости этилового спирта — соответственно, на 100 тыс рублей или миллион. То есть в пересчете на пиво это море разливанное. Но даже если оно обнаружится, полиция его не заметит, потому что оборот пива и пивных напитков не подпадает под санкции ст. 171.3 УК РФ (незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Пусть льют что хотят?

Так замкнулся круг. Власти, как выяснилось, просто не имеют инструментов контроля за пивом, поставляющимся через фирмы-фантомы (это с высокой долей вероятности означает, что продукция выпущена без уплаты акцизов). Им даже не до схем, по которым пиво выходит с завода как газировка, а в магазине продается уже как пиво (кроме как «сэкономить на налогах» смысла в этом нет никакого).

Как это превращается в ущерб бюджету, мы уже рассказывали не раз: с каждого литра пива добросовестный производитель платит в бюджет 22 рубля. Тот, кто сумел это обязательство обойти, — забирает у него рынок, но взнос в казну не делает.

Сколько таких ушлых производителей в регионе — сегодня никто даже не может оценить. В материалах «Общественного контроля — Новосибирск» фигурируют три производителя «пивогазировки» и десятки примеров фантомных цепочек.

В итоге, как мы оценивали с калькулятором в руках в предыдущих материалах наших расследований, бюджетный «недолив» составляет 300-500 млн рублей в год. И это очень скромные оценки.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Ради экономии на налогах в Новосибирске пиво называют газировкой

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.