В 2021 году предприниматели жаловались на свою судьбу в целом почти вдвое реже, чем год назад, а вот обращений по поводу уголовных преследований стало вдвое больше. Об этом говорится в отчете уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николая Мамулата за 2021 год.
Интересно, что региональные уполномоченные по правам человека и ребенка отчитались перед депутатами еще две сессии назад, а с докладом бизнес-омбусмена как-то разу не заладилось. На майском заседании бюджетного комитета заксобрания спикер областного парламента Андрей Шимкив, выслушав доклад Мамулата, заявил: «Честно скажу: слабовато! Стандартная презентация, словно и нет экономического кризиса. Сегодня, когда мы столкнулись с серьезнейшими санкционными трудностями, люди хотят слышать другое. Президент сколько раз говорил о сокращении проверок — они идут. Ваша задача — научить бизнесменов пользоваться мерами господдержки. Сегодня в экономике нестандартная ситуация, тяжелая. Нестандартными должны быть и предпринимаемые меры».
Шимкива поддержал его первый заместитель Андрей Панферов: «Ваш доклад должен быть взвешенным. Половина депутатов парламента — предприниматели, и они закидают вас вопросами. Если у вас не будет на них ответа, то вы не уйдете с трибуны».
В результате доклад Мамулата парламенту отложили до лучших времен, которые, судя по всему, наступили к моменту проведения внеочередной сессии заксобрания 12 июля. То ли Мамулат исправил доклад, то ли депутаты все же поняли, что отчет о работе за 2021 год – это еще не про санкции.
Из доклада следует, что в прошлом году бизнес-омбудсмен получил 752 обращения от бизнеса (в 2020-м было 1252, и это – исторический максимум). На прежнем уровне остались обращения по земельно-имущественным отношениям и строительству – 13 процентов от всех жалоб. До 11 процентов выросло количество обращений по спорам между предпринимателями. Жалобы по контрольно-надзорной деятельности и налогам составили в пределах 5 процентов, столько же – связанных с излишне ретивым применением антиковидных мер.
Про двукратный рост количества жалоб на уголовные преследования, Николай Мамулат заявил: «Это плохая статистика, я мог бы привести несколько таких примеров, которые на самом деле не красят наши внутренние органы».
Статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает ряд ограничений на применение такой меры, как заключение под стражу обвиняемых по делам, связанным с предпринимательской деятельностью. «Однако у нас все это продолжается, — констатировал Мамулат. — Активный гражданин, которого еще не известно осудят или нет, теряет и бизнес, и трудовой коллектив. Я встречался с начальником ФСИН: иногда предпринимателя, который еще не осужден, пытаются посадить к уголовникам».
Ну и как бы отвечая на критику спикера, омбудсмен остановился на практике применения закона 248-ФЗ, призванного с середины 2021 года снижать количество проверок бизнеса. Оказалось, закон не очень работоспособный. При послаблениях, связанных с пандемией, давление оставалось таким же, как и до принятия закона. А вот антикризисный мораторий, включенный 10 марта 2022 года, эффект показал: количество проверок сразу снизилось с 5000 до 800.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Количество обращений к бизнес-омбудсмену за год увеличилось в 2,3 раза