Новосибирский производитель консервов с двойным названием не решится обжаловать условный приговор

0
95

Предприниматель Владимир Жахалов должен несколько раз перекреститься: для него как директора ООО «Меркурий Н», на площадях которого впервые в Новосибирске было освоено производство консервов «Сайра» из сардин, требовали два года лишения свободы, а в итоге он получил полтора условно и 800 тыс. штрафа плюс испытательный срок в 2,5 года. Судья Евгения Стукалова огласила такой вердикт, который должен устроить всех.

Кадр научно-популярного видеоролика.

По законам шоу-бизнеса

Наверняка одновременно должны были перекреститься сотрудники областной прокуратуры и следственного комитета. Ну не злодеи же они, чтобы действительно добиваться реального двухлетнего срока для родителя двух малолетних детей. Его старший сын, военврач Марк Жахалов, — ветеран СВО, а сам Владимир Жахалов имеет грамоту от 35-й гвардейской мотострелковой Волгоградско-Киевской ордена Ленина, краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова второй степени бригады за личный вклад в оказание гуманитарной помощи участникам спецоперации.

Отдельный штрих — скорость, с какой правоохранительные органы постарались оповестить о приговоре общественность. Релиз об итогах судебного процесса появился в телеграм-канале прокуратуры ровно через пятнадцать минут (в 12:54) после того, как Евгения Стукалова закончила оглашение приговора (12:39). За три дня до этого прокуратура выпустила первый за год, краткий, но ёмкий релиз о процессе с большим содержанием глаголов несовершенного вида.

История Владимира Жахалова с самого начала развивалась по правилам шоу-бизнеса. Началась она два года назад с релиза Россельхознадзора, где «Меркурий Н» обвинялся в «производстве фальсификата и контрафакта». Спустя пару месяцев уважаемое ведомство по неизвестным причинам удалило свой пресс-релиз об этом, но его к тому моменту перепечатали более двадцати федеральных средств массовой информации, среди которых не только ТАСС и РИА «Новости», но и «Комсомольская правда» с «Московским комсомольцем». Наплевав на редакционные стандарты, сообщения почти дословно повторяли друг за другом обвинительные формулировки Россельхознадзора и неожиданную фактуру. Вдумайтесь: Россельхознадзор заявлял о 6 млн банок консервов из Новосибирска, а в обвинительном заключении Жахалова говорится о продукции на сумму в 6,7 млн рублей.

Мелочь на пути гигантов

Предприятие Владимира Жахалова стало частью неожиданно появившегося в Новосибирске кластера по производству консервов. Он возник по инициативе снизу: нашлись люди, почувствовавшие, что в регионе можно производить рыбные консервы гораздо дешевле, чем это делают федеральные гиганты. Закупили оборудование, получили необходимые бумаги и за год выпустили продукции на 600 млн рублей, распространившейся по прилавкам от Урала до Забайкалья.

Что это было — контрафакт или фальсификат? На передней части этикетки производители писали название консервы — например, «Сайра тихоокеанская натуральная», а на ее задней стороне обозначали реальный состав: например, «Рыбные консервы с добавлением масла стерилизованные из сардины тихоокеанской (иваси)». Таковы, вероятно, признаки контрафакта — то есть продукта, созданного на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Потом появилась «Сайра курильская», и контролирующий орган просто заявит: это несуществующая рыба — то есть, по логике, фальсификат — что-то поддельное, что выдают за настоящее.

Тем не менее жалоб от населения на качество продукции не было. В их отсутствие не получила распространение исковая практика преследования предприятия за «введение в заблуждение потребителя»: сначала Калининский суд Тюмени отказал в иске Россельхознадзору Курганской области, что потом подтвердил областной суд, потом аналогичный кейс прошел по такому же пути и в ряде других регионов.

Дело в том, что «Меркурий Н» имел на руках зарегистрированные Росстандартом технические условия по производству рыбных консервов, а они позволяли заменять, например, сайру сардинами, сельдью и даже корюшкой.

Уголовка или административка?

После Новосибирска локальные предприятия по изготовлению консервов появились в Крыму, на Дальнем Востоке, и это, очевидно, уже сильно не нравилось федеральным игрокам. Компания «Доброфлот», выступавшая от этого сообщества главным спикером и актором, сначала делала упор на разоблачении фальсифициката, но в марте прошлого года против Жахалова было возбуждено уголовное дело по статье 171.1 УЦК РФ, предусматривающую ответственность за производство «продукции без маркировки». Перед этим у Жахалова в одночасье был аннулированы сначала ранее вынесенный штраф Россельхознадзора, а потом и регистрация технических условий по производству консервов, выданных «Меркурию Н» Росстандартом. Против тех, кто выдавал разрешение, даже было заведено уголовное дело, которое потом тихо было закрыто. Но самое главное — была проведена генетическая экспертиза, которая в новосибирских консервах ДНК сайры не обнаружила.

В суде адвокаты настаивали, что у Жахалова не было злого умысла: он просто доверился заключению экспертов Росстандарта, по неизвестным причинам допускавших широкие возможности для замены одной рыбы другой. «Выпуск указанных рыбных консервов организован с целью снижения их стоимости, — говорил в суде адвокат Алексей Филичкин. — Но когда стало известно о нарушении, то производство и сбыт продукции были прекращены».

Технические регламенты действующего законодательства, признавали адвокаты, действительно запрещают в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они не входят в состав. «Однако это является не преступлением, а правонарушением, — отметил адвокат Павел Быковский. — Что в наименовании рыбных консервов указана рыба, которой нет в составе, никто не оспаривает. Но за это ответственность предусмотрена не Уголовным кодексом, а статьей 14.43 КоАП РФ, к ответственности по которой Жахалов уже привлекался».

Консервация реальности

В последнее время на прилавках новосибирских магазинов стали замечать консервированную скумбрию и сельдь по весьма привлекательным ценам. Самые обычные консервы, рассчитанные на обычного покупателя, оказывается, продолжают производить в Первомайском районе Новосибирска. Несоответствий между наименованием и составом товара пока не замечено.

Виктор ТИТОВ, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирская область потеряла рыбные консервы

 

Whatsapp

Оставить ответ

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.