Возобновлена процедура банкротства в новосибирской дочерней компании госкорпорации «Роснано» — ООО «Энергорешения». Как следует из материалов Арбитражного суда Новосибирской области, это стало следствием расторжения мирового соглашения, из-за подписания которого процедура была прекращена в 2019 году.
Запуск амбициозного производственного проекта состоялся в 2011 году, но в 2014-м его приостановили из-за низкого спроса на аккумуляторы. А осенью 2015-го встал вопрос и о состоятельности компании (тогда еще – ООО «Литий-ионные технологии» или «Лиотех»). Иск подала клининговая компания из-за просроченного долга 5,67 млн рублей.
В январе 2016 в компании, сменившей название на ООО «Энергетические решения», было введено наблюдение, а в августе 2016-го открыто конкурсное производство. Однако спустя три года собрание кредиторов приняло решение о заключении мирового соглашения с должником и суд его утвердил.
На тот момент, согласно данным проведенной конкурсным управляющим инвентаризации имущества, за душой у завода было основных средства завода составляли 5,936 млрд и на 2,926 млрд запасов. Однако имущество балансовой стоимостью 9,199 млрд, согласно отчетам об оценке рыночной цены, реально стоило 2,026 млрд. Главным активом являлось здание завода площадью 39,8 тыс. кв. метров и оборудование для производства литий-ионных аккумуляторов. «Продажа имущества должника по цене 100% его рыночной стоимости позволяет погасить только 20% задолженности ООО «Энергетические решения», — заключил тогда суд.
Согласно отчету конкурсного управляющего, сумма требований к «Энергорешениям» составляла 9,84 млрд, из них 279 млн по налогам.
В свое время Лиотех» создавался как единственный в России серийный завод по выпуску литий-ионных аккумуляторов для промышленности, продать его как цельный имущественный комплекс было некому. При создании предприятия предполагалось, что после выхода на проектную мощность (в 2013 году) его основным потребителем станет китайская компания Thunder Sky, но она вышла из проекта. Ее долю тогда выкупило «Роснано». Ему же пришлось спасать ситуацию и в 2019-м. Инструментом спасения решили сделать мировое соглашение, на выполнение которого предприятие должно было направить выручку от производства усовершенствованных батарей. И оно состоялось.
В суде стороны предъявили соглашение о сотрудничестве с ОАО «РЖД», АО «Трансмашхолдинг» и АО «Роснано» по поставке аккумуляторов для гибридных локомотивов, и соглашение о стратегическом партнерстве ПАО «КамАЗ» и АО «Роснано» по разработке и производстве перспективных батарей для электротранспорта и напольной техники. Перспективны были и отношения с входящей в группу компаний «Хевел» «Авелар Солар Технолоджи», занимавшейся созданием систем накопления энергии для солнечных электростанций, и холдингом «Bakulin Motors Group», который производит автобусы Volgabus и беспилотный транспорт. Кроме этого, доходы предполагалось получать от сдачи в аренду части производственного и административного зданий. Часть средств «Энергетические решения» предполагали получить от своего главного кредитора – АО «Роснано» — в качестве дополнительного вклада в уставный капитал (на сумму 470 млн руб., в том числе за счет конвертации долга).
Погасить требования предполагалось за 10 лет, однако в январе 2022 госкорпорация заявила в суде о расторжении мирового. И суд возобновил процедуру.
Интересно, что параллельно в банкротство пошли и другие структуры группы «Лиотех»: процедура наблюдения была введена в ООО «Литэко» по его собственному заявлению (99,99% принадлежит «Роснано»), по такому же пути пошла и компания «Лиотех-инновации» (ее дело будет рассмотрено в апреле).
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: