Дефицит трудовых ресурсов, ощущаемый всеми отраслями правительства, особенно тяжело сказывается на сельских территориях, и в Новосибирской области уже реализуются меры решения этой проблемы. 26 февраля Совет по взаимодействию Законодательного собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов региона обсудил ход их выполнения.
Важный комплекс мер — профподготовка и профориентация. В регионе с 2011 года реализуется проект «Политехническая и агротехническая школа», в рамках которого старшеклассники вместе с аттестатом получают профессии, востребованные на рынке труда Новосибирской области. В проекте участвуют 3330 школьников из более 150 школ, на выходе — трактористы, трактористы-машинисты.
К работе подключились сельскохозяйственные предприятия: среди них определено 30 базовых хозяйств, они приняли на практику 560 студентов, 266 ее уже прошли. Министр сельского хозяйства и вице-премьер регионального правительства Андрей Шенделов уверен, что молодые люди получили при этом хороших наставников, обязательно вернутся на производство.
Однако он констатирует: специализированная многоуровневая подготовка кадров для АПК и меры господдержки для выпускников с общим трендом не справляются, ведь причины более острого кадрового голода на сельских территориях еще и в отставании развития инфраструктуры и качества жизни в целом.
«Проблема усугубляется еще и тем, что сказывается существенный миграционный отток из сельской местности в города. Особенно чувствителен отток молодежи, что не позволяет на перспективу сохранять трудовой потенциал», — отметил Андрей Шинделов.
Выход предложен руководителями, что называется, «с мест». Председатель Совета депутатов Венгеровского района Владимир Никулич сформулировал его так: «Труд — это не только право, но и обязанность», — и поставил в эпиграф своего выступления. А основная его мысль в том, что центры занятости в сельской местности стали учреждениями не по трудоустройству, а по выплате пособий.
По данным муниципального депутата, в Баганском районе при 5595 не работает 1081 человек, в Барабинском при 2361 незакрытых вакансиях неработающих в разных сельсоветах от 0,5 до 6 процентов.
«Наш анализ показывает, что кадровый резерв есть, — убежден Владимир Никулич. — Да, среди данной категории нет высококвалифицированных кадров, но нам не хватает в большей степени как раз работников массовых профессий. Все чаще в сельской местности поднимается вопрос о тунеядстве и иждивенчестве. При нехватке работников многие не желают участвовать в трудовом процессе».
Но, по данным министра труда и социального развития Елены Бахаревой, среди тех, кого статистика видит как неработающих, немало сезонных или «неформально занятых» работников. «Сегодня это главная проблема для сельских территорий, — говорит она. — Люди работают сезонно. Работодатели принимают их, а потом предлагают уволиться. И люди идут в Центр занятости, чтобы хоть что-то получать в зимний период. Неформальная занятость — тот ресурс, который мы должны использовать. Люди должны понять, что работать неформально для них не выгодно».
Председатель заксобрания Андрей Шимкив согласен: практику, когда люди, оставшись без работы, брали в хозяйствах справку и шли на биржу. Обращает он внимание и на то, что многие руководители сельхозпредприятий ждут готовых специалистов, но сами действий не предпринимают, хотя есть практика целевого обучения, и она отработана давно.
«Перед вами живой человек, который ещё в 1982 году поступал по направлению сельхозпредприятия, и оно мне стипендию платило, — поделился Андрей Шимкив воспоминанием о годах учебы в сельхозинституте. — Это уже давно было, но ничего лучше и не изобретено. Пока руководители сельхозпредприятий не станут сами заниматься подготовкой кадров, ничего не сдвинется с места. Также и главы районов. Будут работать с министрами и с высшими учебными заведениями — поверьте, толк будет».
Итоговая позиция — рекомендовать минсельхозу ускорить разработку стратегии развития кадрового обеспечения АПК, минтруда и соцразвития — организовать адресную работу по трудоустройству безработных граждан на вакантные рабочие места, а главам муниципальных районов и округов — выявлять факты неформальной занятости и легализовывать трудовые отношения.
Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»