Международный день пива в 2025 году стоит отметить — российские пивовары переживают ренессанс и одновременно нуждаются в поддержке.
Первая пятница августа — это Международный день пива, придуманный для того, чтобы, воспользовавшись хорошей погодой, применить напиток по назначению в период, когда другие пивные праздники или давно прошли, или будут еще не скоро. Для нынешнего, выпавшего на 1 августа, есть еще один повод: пивная отрасль в России переживает ренессанс, хотя, вообще-то, ей буквально прописан спад из-за ухода зарубежных инвесторов и брендов. «Новая Сибирь» к этому дню предлагает при помощи экспертов и участников рынка попытаться осмыслить изменения, произошедшие за последние годы.
Больше литров — больше денег в бюджете
У российской пивной индустрии нынешний праздник, скорее всего, начался 22 июля, когда вышел ежегодный отчет крупнейшего немецкого производителя хмеля BarthHaas. Из него следовало, что Россия вытеснила Германию с пятого места в мировом рейтинге по объемам производства пива. В России производство выросло до 91 млн дал, а в Германии упало до 84. Причем резервов роста у наших еще много — экспорт-то еще весь ушел, только в мае 2025-го экспортного пива из ЕЭС приехало на 7,6 млн евро.
Для Новосибирской области нынешний повод более чем подходящий: в регионе две первые строчки топа крупнейших налогоплательщиков занимают пивоварни. По итогам 2024 года, гласят данные регионального минсельхоза, от пивоваров в бюджет поступило более 15 млрд рублей с 59,9 млн дал. Это было почти на 19 процентов больше, чем в 2023-м. В 2025-м еще добавится: по данным Росстата, за I полугодие 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года он увеличился на 3,2 процента — до 470 млн дал. А ведь тогда еще «высокий» сезон пивников был впереди.
И еще немного арифметики. Каждый литр произведенного напитка крепостью от 0,5 до 8,6 градуса в 2025 году принесет в региональную казну 30 рублей. И основную массу заплатят работающие в Новосибирской области представители «большой тройки» — пивоваренная компания «Балтика» («Балтика-Новосибирск»), АО «АБ ИнБев Эфес» (филиал) и «Объединенные Пивоварни-Холдинг» (филиал «Сибирь»). Они обеспечивают региону и звание крупнейшего производителя всего Сибирского федерального округа (более 33 процентов), и четвертое место в России (после Московской и Ульяновской областей и Санкт-Петербурга).
А если смотреть немного шире отраслевых индексов, то очевиден и вклад пивников в провозглашенную губернатором Андреем Травниковым стратегию «Сибирское лидерство». В свежих данных Новосибирскстата индекс промышленного производства региона за январь—июнь 2025 года к январю-июню 2024-го зафиксирован на уровне 101,4 процента. Скажете, немного? Но это, между прочим, позволяет области попасть в четверку регионов СФО, показавших рост этого индекса, — у остальных шести результат получился отрицательный. А о вкладе пивоваров в это достижение статистика говорит цифрой 109 процентов: это индекс промпроизводства за полугодие к полугодию по разделу «Производство напитков», и он почти дотянул индекс по обрабатывающим производствам региона в целом до сотни — получилось 99,9 процента.
Как это у них получается?
Как это у них получается — вопрос интересный. Производители пива попали во времена крайне непростые. С рынка ушли иностранные игроки. А это и бренды, на которые в последние много лет тратили огромные маркетинговые бюджеты, и партнеры, которые, войдя в капиталы крупнейших российских пивоварен, не только зачистили рынок под свои сорта, но и не вкладывались в развитие производств.
Российская ассоциация производителей пива, солода и напитков сообщает об износе оборудования пивных производств на 80 процентов и оценивает их потребность в первоочередных инвестициях более чем в 35 млрд рублей. Сами компании, по данным «Коммерсанта», прогнозируют инвестиции на уровне не более чем 33,5 млрд.
Если вы успели порадоваться за размер пивного акциза 2025 года в 30 рублей, то вот вам предыстория: несколько лет назад правительство пообещало пивникам повышать акциз ровно на рубль в год. До 2024 года набежало 26 рублей, но к 2025 году регионам понадобилось больше денег — и платеж за литр сделал непредусмотренный скачок. Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов считает, что в настоящее время отмечается замедление положительной динамики отрасли, а внеплановое повышение ставки акциза может привести к стагнации отрасли даже на фоне успеха первых подсанкционных лет.
Ну а снижению учетной ставки Центробанка пивники радуются вместе со всем остальным российским бизнесом. Умеренно, конечно, радуются. Как все, в общем.
Словом, отрасли, несущей золотые яйца, потребовалась поддержка. В качестве мер для нее федеральные власти предложили программу по развитию хмелеводства на 2024—2030 годы, разрешили пробивать напитки на кассе в офлайн режиме, несколько усложнили импорт пива из стран ЕАЭС.
Недавно с инициативой создания понятия «Российское пиво» выступило Роскачество. Идея аналогична проекту «Вино России», в ходе реализации которого российские виноделы получили серьезные преференции, и стала не только заявкой на создание национального сверхбренда, но и потенциальным стимулом в повышении локализации всех видов сырья. Правда, из-за нереалистичности отраслью она пока встречена сильно скептически. В Роскачестве даже не захотели отвечать на связанные с ней вопросы «Новой Сибири».
А вот в Ассоциации производителей пива, солода и напитков в целом рады и этому.
«По нашему мнению, требования к локализации необходимо вводить на основе здравого смысла, постепенно, с учетом интересов потребителей и необходимости обеспечения стабильной работы крупнейших пивоваренных производств, — ответил на вопрос «Новой Сибири исполнительный директор Вячеслав Мамонтов. — Предоставление различных мер государственной поддержки может стать стимулом дальнейшего развития индустрии и инвестиционного потенциала, как это сейчас есть у виноделов. Компании-члены АПП планомерно участвуют в развитии сельского хозяйства, инвестируя в собственные агропрограммы и агропроекты. Такая работа позволяет повышать уровень локализации сырья в отрасли: обеспеченность, в частности, солодом российского производства уже составляет практически 100 процентов».
Имеют возможность введения своих мер и регионы — в большинстве из них, в том числе и в Новосибирской области, законы позволяют предоставлять пивной отрасли инвестиционный налоговый вычет, что дает возможность частично компенсировать затраты на реализацию крупных инвестпроектов. (Лишь в Башкортостане и в Камчатском крае, а также в Ростовской и Свердловской областях пивники стоят в одном запретном ряду с производителями крепкого алкоголя.)
У ряда регионов есть опыт государственной поддержки через фонды развития промышленности через Федеральный фонд развития промышленности. Отбор претендентов в его программы льготного кредитования ведется с учетом позиции субъектов федерации, заложенной в уставах региональных фондов. В Новосибирской области по этой линии поддержку пока не получал ни один производитель напитков в принципе, даже безалкогольных — только технологичные отрасли.
Спасение разливающих — дело рук самих разливающих
Власти развитием пивной индустрии в Новосибирской области, конечно, гордятся, но как-то скромно, незаметно — видимо, потому что не комильфо. Поэтому нынешнее движение вперед и продвижение продукции — это, что называется, чисто на энтузиазме. Правда, Новосибирская область и тут смогла занять ведущие позиции. Усилиями участников сегмента крафтового пива регион стал центром массового фестивального движения для малых пивоварен.
В 2025 году исполнилось 10 лет с первого «Сибкрафтфеста» — массового события для производителей и любителей крафта, придуманного руководителем Gusi Group Сергеем Цурканом. Начав продвигать при помощи него свои пивоварню и ресторан, он втянул в затею других крафтовиков из регионов. Пять лет назад к «Сибкрафтфесту» добавился еще один формат — «Local на крыше». В 2025 году он пройдет 9-10 августа, и на него уже заявилось около сорока пивоварен из примерно 25 регионов.
«За Уралом мы остались единственным таким фестивалем, а на всей территории России — самым старым из действующих, — говорит Сергей Цуркан. — Уже по названию «Local на крыше» понятно, что это для небольших местных «пивоварят», которые не имеют возможности сразу в Москве на большом фестивале выстрелить».
Интересно, что используемый недавно только крафтовиками тренд на культуру потребления и яркие решения крупные пивоварни теперь тоже принимают как свой. Сергей Цуркан отмечает: на фоне роста интереса потребителя к отечественному пиву крупные производители возрождают старые и создают новые сорта, выходят с ними на крафтовые фестивали, ведут работу с блогерами и лидерами мнений в соцсетях.
«Их успех в этом направлении я замечаю по так называемым чекинам, — говорит он. — Есть такая специальная соцсеть про пиво, где потребители отмечают понравившиеся сорта. За последние годы «крупняк» буквально рванул, иногда обгоняя даже лучших крафтовых пивоваров. Это говорит о нетипичном интересе людей, которые пьют крафтовое пиво, к их новинкам, и он вызван попытками варить что-то новенькое, интересное, а также акцентом на популяризации нишевых продуктов».
Выходит, что отрасль сама себя калибрует, отрабатывает стандарты присутствия на рынке, повышает культуру потребления, ищет новые эмоциональные привязки потребителя к своей продукции и выстраивает конструкции из них на месте ушедших из страны «недружественных» брендов.
Логичный путь, ведь пиво — это в первую очередь для друзей.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: