Остров под Новосибирском стал героем политического скандала, хотя государство уже прибрало его к рукам.
В предвыборном информационном пространстве Новосибирской области снова заговорили про формально безымянный остров в Бердском заливе. Трактовка противоречивая: то ли это громкие антикоррупционные откровения, то ли предвыборная заказуха. Однако «Новая Сибирь» давно проводит собственное расследование этой истории. И уже выяснила, что она если и скандальна, то вовсе не в коррупционном смысле.
Немало в регионе найдется людей, представивших себе вопиющую картинку: некие депутаты отжали остров по беспределу и теперь строит там нечто, противоречащее общественной морали и нравственности. В реальности же остров разделен на 60 участков, некоторые уже с домами, которыми владеют 60 семей. И все они уже давно оказались в ситуации, способной вызвать сочувствие, пожалуй, даже у природоохранной прокуратуры, которая и добилась удаления их оттуда.
Формально безымянную сушу в Бердском заливе в народе прозвали островом Огуречный. Он находится под юрисдикцией Искитимского района недалеко от села Морозово. Это действительно довольно уютное местечко, участки на котором смогли купить 60 не самых больших неудачников. И, разумеется, мечтателей.
В 2014 году эти граждане объединились в дачное товарищество «ФМК», которое выкупило у администрации Искитимского района 17 гектаров сельскохозяйственной земли Огуречного острова за 10 миллионов рублей. Она до сих пор имеет разрешенное использование для дачного строительства.
Когда мы слышим слово «остров», то представляем себе золотой песок и пальмы. Но к тому моменту, когда «ФМК» приобрело Огуречный, это было 17,5 гектара захламленной и заросшей территории, куда местные жители приезжали отдохнуть и оставить горы мусора. Как рассказал «Новой Сибири» член правления «ФМК» Ярослав Солоха, чтобы хотя бы начать там какие-то благоустроительные работы, новым собственникам пришлось вывезти около 200 «КамАЗов» с продуктами жизнедеятельности людей и природы. Они соединили остров с берегом дамбой, провели газ, электричество. В общем, там стало можно жить.
Но вскоре, уже в 2015 году, у романтиков начались проблемы. Первым восстало Верхне-Обское бассейновое водное управление, против дамбы — оно пожелало отменить свое решение о предоставлении водного объекта в пользование на том основании, что «Трубчатый переход», на который его выдавали, «имеет в теле 5 труб диаметром 1000 мм вместо предполагаемых к размещению 11 труб диаметром 500 мм». А вскоре и замгенерального прокурора добился его признания самовольной постройкой. Суд обязал снести «дорогу жизни» к чертовой матери. Возникли вопросы и к частным причалам, и вообще к использованию береговой линии, которая по Водному кодексу должна быть доступна для всех. Землевладельцам пришлось отступить на 20 метров от берега.
Параллельно шла долгая тяжба о расторжении сделки между Искитимским районом и дачниками, инициированная Новосибирским межрайонным природоохранным прокурором. В ней со стороны ответчиков участвовало почти 150 владельцев острова, что вполне соизмеримо с коллективом обманутых дольщиков жилого дома. Недавно Новосибирский облсуд вынес апелляционное решение, обязав возвратить остров в собственность Российской Федерации. Построенные дома собственники теперь должны снести за свой счет.
Единственное, что сейчас может успокоить людей, — это возможность подать иски к администрации района о востребовании тех 10 миллионов, с которых все началось. Хотя сейчас, считает Ярослав Солоха, капитализация территории возросла в десятки раз. И это было не волшебное превращение, а целевые взносы дачников за электричество и газ, трубчатый переход. Его, кстати, тоже придется разрушить.
Зато после сюда приедут отдыхать местные жители. Здесь обратно вырастут деревья и кустарники, которые в совокупности с мусором снова превратят все в непроходимый бардак.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: