40 лет открытий в ранней музыке

0
1601

Юбилейный концерт провел в Камерном зале филармонии ансамбль ранней музыки Insula Magica. 

INSULA Magica — это латинское словосочетание в Новосибирске существует уже четыре десятилетия, и за ним — не только звучные сказочные  слова. «Волшебный остров» здесь действительно существует, образовался он еще в прошлом столетии, в 1981 году, усилиями студентов консерватории, увлеченных историческим музицированием, очарованных старинной музыкой, этой эфемерной субстанцией, реальной, но практически исчезнувшей с нашего горизонта. И только пожалуй что благодаря некой магической или мистической силе (вот она — Magica), приоткрывающей порой свои сокровища.

Сегодня подобных образований с красивой латинской вывеской пруд пруди. Тогда же, полвека назад, были единицы. На сцене царил московский ансамбль «Мадригал», обязанный своим восхождением композитору и клавесинисту князю Андрею Волконскому, вынужденному вскоре эмигрировать. А в Эстонии, конечно же, удивлял и восхищал Hortus Musicus (с лат. — «Музыкальный сад»), организованный также студентом-первокурсником, скрипачом Андресом Мустоненом. На этой волне поднялся новосибирский ансамбль ранней музыки. Вначале любительский, но уже через 10 лет получивший профессиональный филармонический статус.

Он соединил в себе и красочную костюмность, и яркую театральность, и серьезную исследовательскую работу с уцелевшими и все более открывающимися музыкальными памятниками. Основа репертуара — светская и духовная музыка западноевропейского Средневековья, Ренессанса и Барокко. Здесь же — древнерусские песнопения, канты эпохи Петра I и российские песни ХVIII века. Тщательное изучение всевозможных «материалов и документов». Каждый сезон — новые программы, порой неожиданные. Тобольский манускрипт, к примеру. Или музыка Микаэла Таривердиева. Собиралась и собралась мощная коллекция инструментов — сегодня она насчитывает около сотни названий, нет, не музейных экспонатов, а активно участвующих в концертной практике. Не будет преувеличением сказать, что многие концерты доклассической музыки в Новосибирске вряд ли могли состояться, не будь инструментария Insula Magica. А сколько уникальных концертов «спасли» клавесины ансамбля! Да, впрочем, возможность услышать клавесин в Новосибирске полностью зависит от Insula.

Порой и самих музыкантов с их необычными инструментами можно увидеть в составе оркестра, исполняющего музыку барокко: руководителя ансамбля Аркадия Бурханова с теорбой, например, или лютней, клавесинистку Анну Недоспасову, владеющую еще дюжиной инструментов. Инструменталиста Сергея Адаменко, еще и не с одним инструментом, благо он сам их великолепно изготавливает. На юбилейном концерте он продемонстрировал только что изготовленный монохорд с удивительным переливающимся словно всеми цветами радуги звуком. А еще реконструировал инструмент, звучавший на представлениях комедии дель арте.

В коллекции ансамбля готическая арфа и орган-портатив, блокфлейты, колесная лира и волынка, а еще много такого, что мы и назвать не знаем как. Вот лишь несколько загадочных слов: ребек, рубаб, тромба марина, крумхорн, корнемюз, гемсихорн, ранкет... Многие артисты ансамбля проходили стажировку в Англии, Италии, Швеции, совершенствуя мастерство под руководством крупнейших специалистов в области ранней музыки. Ансамбль без преувеличения объездил и Европу, и Азию — он выступал на фестивалях в Японии, на Тайване, на Мальте…

Его концерты очень отличаются от академических выступлений филармонических коллег. Здесь всегда существует тайна открытия, здесь всегда ощутим момент импровизации. Возможно, в этом секрет возникновения на концертах чувства близости нашему времени, нашим коллизиям и эмоциям. И даже набегает порой ощущение, что мы еще не доросли до полного понимания этой музыки, а, может, наоборот, забыли, утратили тот ген, который открывает и раскрывает ее.

Что же, если не академические концерты, отвечает концертному духу Insula Magica? Как ни удивительно, фольклор. Это и продемонстрировал юбилейный концерт «40 лет открытий» в Камерном зале филармонии. Если первая его половина аккумулировала последние пристрастия артистов, позвала в такие далекие времена ХIV, ХV веков, к тому же в облюбованной форме «концертов для полуночников» (это своего рода собрания для посвященных), то вторая часть вечера показала как раз эту открытость ранней музыки и ее неутомимого пропагандиста — Insula Magica.

Вначале к артистам ансамбля присоединился дуэт Resonance (домра и мандолина) — две прекрасные исполнительницы, еще в консерватории получившие уроки профессора Бурханова. Затем фолк-группа Street Fiddlers, с которой совсем недавно Insula Magica делала совместное рождественское представление. Затем фольклорный ансамбль «Рождество», давно мечтавший оказаться на одной сцене с юбиляром. Далее — студия исторического танца «Медиваль» в роскошных костюмах. И, наконец, ансамбль «Маркелловы голоса». Вместе с его руководителем Игорем Тюваевым 40 лет назад и было затеяно это славное предприятие — Insula Magica.

Что было в концерте? Известные всем, кто причастен к старинной музыке, Green Sleeves — английская мелодия, известная с ХVI века и неоднократно упомянутая Шекспиром. Riu, riu, chiu — заброшенный полвека назад мадригаловцами испанский рождественский хит, альянс русской народной песни со средневековой секвенцией в обрамлении изысканных танцев студии «Медиваль» — да, это можно назвать бомбой, разорвавшей часто поверхностное суждение о музыке далеких эпох и ее исполнителях. И музыка Гийома Дюфаи, самого известного и влиятельного композитора середины XV века в Европе, сегодня только набирающая свою актуальность.

Что ж, ансамбль ранней музыки Insula Magica готов поделиться с нами и новыми своими открытиями.

Марина ЛОГИНОВА, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.