«Богини Сибири»: тотальная инсталляция из музейных экспонатов Евгения Гриневича

0
1060

24 февраля Краеведческом музее открылась экспериментальная выставка Евгения Гриневича «Богини Сибири»: это его очередной проект-корреляция, в котором взаимосвязаны не всегда сопоставимые в нашем сознании вещи, — многое, что здесь можно увидеть, решено в редком для России жанре тотальной инсталляции.

Принтскрин: «Полилог»
Принтскрин: «Полилог»

Художник-концептуалист Евгений Гриневич, проекты которого сочетают многообразие приемов и форм — от фотографии и абстрактной живописи до пространственных и аудиовизуальных инсталляций, в одном из интервью сказал, что все самые искренние, знаковые и вдохновляющие вещи в нашей жизни происходят во имя любви. Поэтому не случайно его последняя выставка в Доме-музее Марины Цветаевой носила название «Измерение любви».

В некотором смысле и в Новосибирске он продолжает все ту же тему, но совсем иначе. За основу выставки взяты музейные экспонаты, интерпретированные художником-концептуалистом Евгением Гриневичем в новом прочтении, — и этот эксперимент дает зрителю возможность разглядеть новые смыслы в знакомых сюжетах.

Самостоятельные работы Евгения искусствоведы называют не просто абстрактной графикой, а «метафорами чувств». Новый проект представляет визуальное исследование роли и образа женщины в Сибири в трех культурных схемах: традиционных народов региона, православных русских, переехавших на эти территории в XVIII — XIX веках, и советский период.

На выставке представлены более 300 подлинных предметов из фондов новосибирских  краеведческого и  художественного музеев, а также созданные специально для экспозиции работы Гриневича. Среди них — выполненные в характерной экспрессивной манере автора живописные полотна «Сибирская Мадонна» и «Жар-птица», величественная двухметровая скульптура древней богини Умай.

Масштабный проект представлен в трех залах музея, но прежде чем приступать к знакомству с выставкой, не помешает вспомнить напутствие художника: «Люди не углубляются, им не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где он может сам сказать, что он чувствует».

«Схема маршрута» по экспозиции «Богини Сибири» представлена на сайте Краеведческого музея.

Фото: Новосибирский государственный краеведческий музей
Фото: Новосибирский государственный краеведческий музей

Первый зал — посвящение женщине как воплощению Богини-матери, одному из центральных персонажей мифологического мира коренного населения древней Сибири. Посетители выставки окунутся в прошлое, рассматривая этнические женские аксессуары и предметы гардероба из фондов музея с V века нашей эры до этнографической современности: костюмы коренных жительниц Сибири, головные уборы и украшения.

Во втором зале можно будет увидеть самобытные Сузунские иконы. Они несут в себе тепло и душевность упрощенной трактовки образов христианских святых. Среди них — образ Пресвятой Богородицы «Знамение», икона «Великомученица Варвара Илиопольская» и особо почитаемая в Сибири «Святая Великомученица Екатерина». При взгляде на стилистику народных икон очевидным становится их сходство с детскими рисунками. Их объединяет то, что сделаны они с искренней простотой непрофессионального художника и огромной любовью к изображаемому объекту. Коллекция детских рисунков, посвященных матери, выступает полноценным разделом экспозиции этого зала.

Третий зал посвящен советской женщине и строится на антитезах. Несмотря на то, что в это время воспевается образ работницы и активистки, прежней остается роль матери и хранительницы домашнего очага. С одной стороны, здесь можно будет увидеть раритетные медали и ордена, которые фактически заменили традиционные украшения, с другой — проследить историю моды и эволюцию женственности в эскизах Новосибирского Дома моделей, обложках советских глянцевых журналов «Работница», «Журнал мод» и «Советское радио и телевидение».

Фото: Новосибирский государственный краеведческий музей
Фото: Новосибирский государственный краеведческий музей

Евгений Олегович уже не раз формулировал свою позитивную позицию по отношению и к искусству, и к человечеству: «Важно всегда сохранять хорошее настроение и позитив, как бы странно сейчас ни звучали эти слова. Это выбор каждого из нас: кем быть — темным или светлым. Я хочу оставаться светлым и добрым несмотря ни на что, потому что это единственный шанс, чтобы жизнь и мир продолжались».

Работой над новым проектом совместно с новосибирскими музеями, он, похоже, остался доволен:

— Мне было приятно получить приглашение от Новосибирского краеведческого музея и вместе сделать концептуальный проект-посвящение женщине, — рассказывает о своем замысле Евгений Гриневич. — Это мой первый опыт работы с региональными культурными центрами, и я счастлив иметь возможность творить в новых местах с новыми людьми. Уверен, наш проект станет достойным подарком всем богиням Сибири к 8 марта!

Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Эхо II Московского фестиваля архивных фильмов докатится до Новосибирска

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.