Новосибирская консерватория провела концерт-презентацию клавесина, выполненного по специальному заказу.
В НОВОСИБИРСКЕ появился новый клавесин, который привнес новизну в сложившийся инструментальный союз и занял свой определенный важный сегмент. Два превосходных инструмента уже давно прописались в филармонии, без них не обходятся концерты ансамбля ранней музыки Insula magika (благодаря которому они и появились в городе), а также и многие другие музыкальные проекты. Новый инструмент был заказан консерваторией не только для обеспечения плодотворного учебного процесса, но и, конечно, для внесения разнообразия на концертную сцену.
Открывая концерт-презентацию нового инструмента, профессор консерватории клавесинистка Анна Недоспасова начала с истории.
— До этого момента в наших стенах еще с конца 1960-х годов нес службу клавесин, сделанный в ГДР и приобретенный благодаря стараниям одного из первых ректоров консерватории — Арсения Николаевича Котляревского, блестящего органиста, замечательного организатора, просветителя, которому мы обязаны и органом в нашей консерватории, и органным классом, и клавесином в том числе. Теперь при помощи культурного центра «Иниго» у нас появился и новый клавесин — современный инструмент, сделанный по образцу и подобию инструментов исторических...
В ходе концерта-презентации новый клавесин уверенно и вдохновенно помогал музицировать с различными инструментами — флейтой, скрипкой, барочной гитарой, да и человеческий голос не просто поддерживал, а сам был ярким и важным голосом инструментального ансамбля. Клавесин выступал также как солист, исполняя и музыку далеких столетий, и такого недавнего вчера, как ХХ век.
И ТО, и другое — со знанием дела и с удовольствием, откликаясь на все предложения клавесинистов, а это были и студенты, и педагоги, в том числе — и более других — Анна Недоспасова, инициатор всей этой клавесинной истории. Немногим более двух лет назад именно благодаря ей здесь появился первый и единственный в России клависимбалум, словно улыбающийся своему двойнику из ХV века, родоначальнику инструмента.
Смастерил и привел его в Новосибирск Александр Баюнов — музыкант и ученый, кандидат химических наук, мастер по изготовлению и ремонту струнных щипковых, музыкальный историк, автор научных публикаций на различные «клавесинные» темы.
Наступил как-то в его жизни момент, когда он «из рока перешел в барокко» и почувствовал непреодолимую тягу к инструментостроению. Виной всему, считает мастер, была музыка Баха. Недаром лучше всего получались у него клавесины именно немецкого стиля. Как раз таким, прямо с отсылкой к баховской фамилии, и стал новый новосибирский клавесин, эта его вторая серьезная работа для нашего города.
— История этого клавесина началась в 2021 году, — рассказывает мастер. — Мы сотрудничаем с консерваторией не первый год, как и с другими учебными учреждениями, где есть класс клавесина, — и в нашей мастерской некоторое время назад была поставлена задача разработать концепцию инструмента, который подходил бы для обучения студентов в максимально широком репертуаре клавирной музыки. И был разработан инструмент на основе достаточно легкой конструкции. Его доставила сюда месяц назад транспортная компания: как был собран — так и доехал, практически без каких-либо эксцессов.
Как и все инструменты, которые мы делаем (а в мастерской со мной работает еще отец, который занимается струнами и дает ценные научные идеи), новый инструмент не является копией, мы не делаем копий. Несмотря на это, я делал его с максимальным уважением и соблюдением всех исторических канонов. И если искать соответствия с каким-то историческим стилем, это будет тот, который практиковали немецкие мастера южных и центральных регионов в ХVII веке, до начала ХVIII-го. Был у нашего любимого композитора Иоганна Себастьяна Баха троюродный брат, который делал органные клавесины, звали его Йоханн Николаус Бах. И один из инструментов его, сохранившийся, данный клавесин во многом напоминает.
***
Понятно, что исполнение на таком инструменте музыки титанов барокко — Генделя, Баха, Куперена, непревзойденных виртуозов и мыслителей своего времени, — не то что вызывает их тени, эти полные невероятной мощи фигуры словно вырастают в потоках льющихся серебристых звучаний.
Но не только эти великие имена составили программу концерта-презентации. Слушатели могли открыть для себя много нового в забытом или редкозвучащем старом. Духовный концерт Letanie итальянского композитора-монахини ХVII века Изабеллы Леонарды для четырех голосов и бассо-континуо исполнили вместе с Анной Недоспасовой певцы ансамбля Ивана Ткаченко, названного Consolatio Musicae — «Утешение музыкой» — в рифму к «Утешению философией» позднеримского мыслителя Боэция. Вариации Джона Мандея из ХVI века «вытащил» студент, многообещающий органист Дениз Онал…
Александр Баюнов тоже стал участником концерта, взяв в руки сделанную им самим барочную гитару. Это, кстати, еще одно, второе направление работы его мастерской — изготовление ранней — и (на его вкус) — более совершенной и красивой по звучанию гитары. Баюнов тоже предложил лежащие совсем не на поверхности имена композиторов трех-четырехвековой давности.
Среди участников концерта были многие известные музыканты, выступающие на знаменитых сценах: певица Яна Мамонова, скрипачка Юлия Рубина, флейтист Иван Шиханов, пианистка Екатерина Предвечнова. И в завершающей композиции к ним присоединился струнный ансамбль солистов Камерного филармонического оркестра.
Музыка Королевского концерта Франсуа Куперена, роскошных «Новых немецких арий» Генделя соседствовала с пьесами Людовико Ронкалли, Марио Кастельнуово-Тедеско, Богуслава Мартину…
Конечно, на этом концерте-презентации невозможно было обойтись без музыки великого Баха (столь значимого для приехавшего мастера), композитора, кто впервые вывел клавесин для сольного выступления на концертной эстраде, сочинил первые клавирные концерты. Пятый Бранденбургский концерт Баха, где клавесин с виртуознейшей партией наряду со скрипкой и флейтой задает тон всему оркестру, завершил этот музыкальный вечер, посвященный клавесину.
В зале среди публики можно было видеть и композиторов. Как знать, возможно, в недалеком будущем появится и новая музыка для нового клавесина.
Между тем Александр Баюнов не побоялся познакомить всех желающих со своей такой необычной сферой деятельности. Прочитал еще и лекцию о строительстве клавесинов, дал всевозможные разъяснения. Из чего состоит новый клавесин, можно было узнать с помощью московского мастера.
— Материал таков: стенки — буковые, — поясняет Баюнов. — Внутренность и дно — елка, дека — елка. Мостики, на которых крепятся струны, — это орех, декоративный шпон внутри дубовый. Клавиатура: основные клавиши — клен, промежуточные клавиши — на основе ореха. Материал по большей части отечественный, за исключением ореха… К счастью, все, что у нас растет, можно приобретать у нас в стране. Струны делает отец. Один регистр сделан из латуни, второй — из нейзильбера, и басы обоих регистров — из серебра. Настоящего серебра.
Так вот откуда это серебристое звучание, разнообразие красок… Конечно, слушатели лекции могли узнать и многие другие секреты. Надо добавить, что концерт открыл цикл мероприятий образовательно-просветительского проекта «Традиции Возрождения и Барокко в российской и мировой музыкальной культуре», он проводится консерваторией совместно с театром оперы и балета: здесь и театральные спектакли, и научно-практическая конференция: круглый стол «Диалоги о барокко», а также открытые лекции экспертов проекта.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Анны ПОЛОНОВОЙ
Ранее в «Новой Сибири»: