Credo Chorus в Новосибирской филармонии: когда хору подвластно всё

0
1682

В дни ноябрьских праздников в залах Новосибирской филармонии по традиции состоялся Фестиваль хоровой музыки. Приняв эстафету от прошедшего в конце октября джазового фестиваля SibJazzFest, традиционный ноябрьский хоровой форум Credo Chorus хронологически и даже стилистически продолжил развернутую фестивальную тему филармонии, предложил свой фестивальный сюжет. Организатор фестиваля — Новосибирская хоровая капелла (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Игорь Юдин) грандиозную идею — консолидацию хоровых сил Сибири реализует на практике не первое десятилетие.

Это уже восьмой подобный фестиваль, он проводится раз в два года, и берет свое начало в 2015 году, именуясь в те времена «Хоровое вече Сибири». В нем участвовали, действительно, многие хоровые коллективы городов-соседей — Барнаула, Бийска, Кемерова, Новокузнецка, Рубцовска, Красноярска — представляя панораму сибирского хорового исполнительства, благодаря чему было возможно исполнять и крупномасштабные хоровые полотна. Совпадая по времени проведения с праздником — Днем народного единства, он нес в себе это объединительное, объединяющее начало, привлекая к совместному исполнению коллег-соседей. Но вот название фестиваля поменялось. Во-первых, желание участвовать в нем проявляли не только сибиряки, во-вторых, и сам Новосибирск накопил значительный потенциал. К тому же перемещение немалых хоровых массивов сегодня затруднительно. «Хоровое вече» поменяло концепцию, не изменяя все же своему главному принципу соборности, трансформировалось в Credo Chorus, избрав своим девизом известное высказывание «Хору подвластно всё». И сегодня фестиваль представляет самый широкий диапазон певческого искусства, включая и фольклор, и духовную музыку, отечественное и зарубежное композиторское творчество, оперу и музыкальные шоу…

На этот раз три дня фестиваля объединили хоровую классику, современную музыку и рок-н-ролл. Учитывали вкусы и запросы самой разной аудитории, разных возрастов, включая и самый старший, и юношеский. На этом фестивале впервые встретились коллективы Новосибирска и Петрозаводска. А его хедлайнерами стали знаковые персонажи современного композиторского и исполнительского творчества Санкт-Петербурга и Москвы.

Знакомство с мужским камерным хором Карельской государственной филармонии произошло в первый день фестиваля. Самый молодой ее коллектив, которому всего-то не больше трех, уже ярко заявил о себе, смело участвуя во многих значительных проектах, в том числе в концертных мероприятиях ХХI Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева весной 2022 года. Шестнадцать его участников, преимущественно выпускников Петрозаводской консерватории, образуют стройный прекрасный ансамбль, что позволяет творчески взаимодействовать с коллегами, в данном случае с Новосибирской хоровой капеллой, как это происходило на нашем фестивале Credo Chorus даже не в одном, а в двух концертах.

Мужской хор из Карелии привез программу «Песни Севера», музыку своей родины, в ней звучали хоровые миниатюры современных авторов, посвященные карельскому краю — «стране озер» и «ветра с Ладоги, — Сергея Екимова, Антона Вискова, Евгения Сергеева, карельского композитора Полины Крышень, латвийского автора Эрикса Эшенвалдса и не только. Здесь же была исполнена духовная музыка и обработки народных песен. Игорь Юдин, задумываясь уже о следующем фестивале, предполагает вместе с этим коллективом из Карелии исполнить «Перезвоны» Валерия Гаврилина, хоровую симфонию-действо, причем, в том виде, как планировал автор, со сценическим действием, костюмами.

Сергей Екимов, один из авторов программы «Песни Севера», хедлайнер фестиваля, выступил во втором его концерте в качестве композитора и дирижера. Второй фестивальный вечер объединил все хоровые коллективы форума. Грандиозная «спевка» объединенных хоров прошла под руководством этого одного из самых известных российских хоровых композиторов и дирижеров современности — арт-директора Международного фестиваля хоровой музыки «Поющий мир», декана кафедры композиции и дирижирования, художественного руководителя и главного дирижера Хора студентов Санкт-Петербургской консерватории. В программе, составленной из духовных и светских произведений питерского мэтра, было много нового для слушателей. Здесь состоялось несколько сибирских премьер, в том числе «Кант Петру Первому» на стихи Павла Вяземского, «Духовный гимн», «Дифирамб» для виолончели и смешанного хора на слова Архиепископа Питирима «И снова жить начну», «Элегическая музыка памяти Юрия Фалика» для сопрано, женского хора, фортепиано и камерного оркестра.  Также была исполнена русская духовная музыка и популярные песни композиторов ХХ-ХХI веков. И здесь уже «Атланты держали небо на каменных руках», здесь шли признания: «Я люблю тебя, жизнь» или «Мой адрес Советский Союз» — кого-то удивлявшие, а у кого-то вызывавшие ностальгию.

Участниками концерта кроме Новосибирской хоровой капеллы и Петрозаводского коллектива стали Академический хор АХ НЭТИ Ассоциации выпускников НГТУ-НЭТИ, Академический хор НГТУ им. Ю.А. Брагинского, Детский хор «Свирель» ДМШ № 10, Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской Митрополии. «Русь еще жива, Русь еще поет» на слова иеромонаха Романа Матюшина в исполнении объединенного хора, едва поместившегося на большой сцене зала имени Каца, а также «Многая лета» Бортнянского и «Славься» Глинки завершили концерт «Многогранная Россия».

Наконец, третий фестивальный день раздвинул горизонты традиционного хорового исполнительства, внес стихию джаза. Конечно, благодаря московскому музыканту, российскому «королю рок-н-ролла» Денису Мажукову, сыну известного в том самом СССР композитора Алексея Мажукова, автора множества популярных песен, назовем хотя бы одну, с таким символичным названием — «А музыка звучит». Но и не только ему. Конечно же, и благодаря увлеченным, азартным хористам нашей хоровой капеллы, и составившим с ними единый ансамбль Любительским молодежным студенческим хором НГУАДИ Jam Sound (выпускающий хормейстер Мария Лейкам). Вообще-то джаз и хор не так уж далеки друг от друга. Практически все знаменитые спиричуэлы и госпелы, из которых родились блюз и ранний джаз, начинались одним — и подхватывались всеми остальными работниками на плантации.

Джазовый хор рассказывает одну за другой такие разные, но всегда захватывающие и волнующие музыкальные истории, о любви и смерти, трагедии и комедии…. А делиться ими вместе с таким темпераментным и виртуозным, как в пении, так и в игре на рояле солистом — это особое удовольствие. Тем более, что в ряду традиционной афро-американской музыки и мировых джазовых хитов находят, обретают свое место и песни группы «Браво», и самого Дениса Мажукова, к примеру его «Буги-вуги карантин». Два с половиной месяца шла подготовка этой нестандартной джазово-хоровой программы, но результат стоил того! Недаром Денис Мажуков так уверен в своем проекте «Хор! Джаз! Рок-н-ролл!», он точно знает, что в каждом городе, где он будет реализован, публика будет петь и танцевать вместе со своим хором и его ансамблем. И пусть кто-то считает и утверждает, что мода на рок-н-ролл, такой популярный в 1970-е, сделает свой новый виток чуть позже, но хоровой сейшн на «Credo Chorus»  ясно показывает, как формируется эта самая мода.

Если же говорить о слушателях фестиваля, это не только Новосибирск, но и Искитим, и Сузун. Были и те, кто приехал из… Иркутска! Так что Россию, действительно, многогранную можно было увидеть и услышать на фестивале. А на финишную прямую в филармонии уже вот-вот выходит новый фестивальный сюжет: ХV Международный фестиваль искусств.

Марина ЮРЬЕВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Новосибирская филармония

Ранее в «Новой Сибири»:

«Сибириада»: Международный фестиваль имени Эдуарда Артемьева состоится в Новосибирске

Сергей Манукян: К слову «свобода» я отношусь, скажем так, своеобразно

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.