Деревянный мальчишка открывает дверь к сокровищам музыкального театра

0
2027

«Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

А.Н. Толстой

Представители сразу нескольких поколений тоже могут сказать: «Знавали мы семью «Буратино»… Можно вспомнить и фильм Александра Птушко, снятый в 1939 году, и радиопостановку 1949 года с музыкой Василия Ширинского, из которой, наверное, сегодня знают только песенку «Был поленом, стал мальчишкой», замечательный мультфильм 1959 года с голосами Георгия Вицина, Нины Гуляевой и Евгения Весника, и, конечно, абсолютный шедевр советского кино — фильм Леонида Нечаева, с незабываемой музыкой Алексея Рыбникова. А еще — постановки в каждом ТЮЗе, кукольные спектакли (как без них?) и прочие многочисленные интерпретации любимой сказочной повести.

Тем удивительней кажется тот факт, что в Новосибирском театре оперы и балета сказка Алексея Толстого до сего дня не ставилась ни разу, и впервые «Приключения Буратино», которые большинство зрителей постарше знает практически наизусть, на новосибирской сцене появились только в 78-м театральном сезоне, по интересному совпадению — в год 140-летия со дня рождения Алексея Толстого. Мировая премьера оперы Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино» состоялась на сцене камерного зала НОВАТа 31 марта и 1 апреля.

Нужно отдать должное смелости залуженного артиста России композитора Андрея Семенова, который взялся за всеми любимый литературный материал, не побоявшись сравнений с предшественниками, и предложил самобытную, без цитирований и заимствований, мелодически богатую и захватывающую оперу, выстроенную по всем законам жанра, но с современным музыкальным языком.

Кино в театре и театр в кино

После премьеры остался вопрос: почему за это удивительно талантливое произведение до этого дня не ухватились российские театры, при существующем дефиците качественных семейных музыкальных спектаклей?

Музыка Андрея Семенова очень театральна — в самом лучшем смысле этого слова. Начиная с увертюры, она эмоционально подхватывает и увлекает слушателя за собой. В ней соединились щедрая оркестровка, тонкий музыкальный юмор, точная дозировка гротеска, романтический порыв, проникновенная сентиментальность и подлинный драматизм — без той снисходительности и «облегченности», которые мы иногда наблюдаем в сочинениях, адресованных детям.

Точны и выразительны музыкальные характеристики персонажей: чувствовалось, что музыка подстегивает актерское воображение солистов оперы и они наделяют персонажей своими, глубоко индивидуальными красками.

Буратино в Малом зале НОВАТа раздвоился: один был на сцене, другой — за пультом на балконе, с тем же авантюризмом, отвагой и озорством, за которые любят главного героя сказки. И наблюдать за ними было одинаково интересно. Композитор и дирижер Андрей Семенов проигрывал, протанцовывал и пропевал свое сочинение вместе с героями и его заразительная светлая энергетика, передалась и оркестру, и хору, и артистам, занятым в спектакле, и, несомненно, публике.

Два с лишним часа улыбки не сходили с лиц зрителей от мала до велика, ощущение искренней детской радости буквально висело в воздухе.

Несмотря на то, что композитору пришлось несколько «притеснить» свое произведение для Малой сцены НОВАТа — уменьшить состав оркестра, сократить некоторые моменты, в этом пространстве опера обрела новые достоинства — зрители были вовлечены в сценическое действо, поскольку герои истории активно передвигались по всему зрительному залу, позволяя оценить самые тонкие штрихи актерской работы.

Алексей Толстой, сочиняя свой «Золотой ключик», хоть и уважительно раскланялся в адрес Карло Коллоди и его «Пиноккио», но позаимствовал у итальянского литератора только некоторые сюжетные линии и детали, абсолютно проигнорировав сентиментально-назидательный тон сказки Коллоди, все жестокие уроки, которые получил Пиноккио, да и длинный нос главного героя у Коллоди — наказание, а у Толстого — инструмент познания, важная деталь, как сейчас принято говорить «личного бренда», и, несомненно, предмет гордости. Кроме того, известно, что в иносказательной форме Алексей Толстой в своей повести обрисовал круг деятелей культуры своего времени, ту среду, в которой он творил. Андрей Семенов в своем произведении не обошел вниманием этот факт, и внимательный зритель непременно обнаружит иронические отсылки к тому времени и к личностям, которые формировали культурную атмосферу той эпохи. Нужно отметить, что немаловажную роль здесь сыграли стихи Сергея Плотова. Редко бывает, что тексты в музыкальных спектаклях соответствуют качеству музыки. Опере «Необыкновенные приключения Буратино» в этом плане повезло: хорошие стихи гармонируют с музыкальным текстом, некоторые строки мгновенно запоминаются, интересна и литературная стилизация в ариях нескольких персонажей. У взрослых гостей театра это вызывает дополнительный интерес к спектаклю.

Главный режиссер НОВАТа, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Стародубцев нашел удивительно точное сценическое решение для самой, пожалуй, театральной сказки: «кино в театре и театр в кино». Действие спектакля разворачивается в кинопавильоне в окружении съемочного оборудования и камер, на сцене — еще одна мобильная сценическая площадка, позволяющая перенестись в любое пространство истории. Здесь есть свои звезды, свои продюсеры, свои операторы и свои рабочие сцены, а финал «фильма» по-настоящему впечатляет торжественностью и символизмом момента: дверь, которую своим золотым ключиком открывает Буратино, ведет в Большой зал НОВАТа, открывая юным зрителям путь к сокровищам мирового музыкального театра.

Концепция, предложенная режиссером, остроумно и эффектно воплотилась в визуальном решении спектакля, благодаря сотрудничеству трех художников: Тимура Гуляева (декорации), Вадима Дуленко (видеоарт) и Сергея Скорнецкого (световая партитура). Декорации, которые со свойственной ему творческой находчивостью Тимур Гуляев идеально вписал в непростое пространство Малой сцены, вместе с световым оформлением, создавали ощущение легкости и простора, а видеопроекция придавала действию кинематографическую динамику и зрелищность. Художники не поскупились на визуальные шутки, которые, конечно же, оценили зрители. Но, в данном случае, лучше один раз увидеть.

Всем понятно, что в спектакле для семейного просмотра художник по костюмам должен особенно ярко проявить себя. Елене Олейник это удалось. Богемный шик, аллюзии к историческому костюму, театральная фантазийность и продуманная, необычная для детского спектакля колористика, позволила образу каждого хорошо знакомого героя любимой сказки заиграть новыми, порой неожиданными красками. Чувствовалось, что костюмы в данном случае помогают солистам оперы дополнять образы персонажей своими индивидуальными фишками: к примеру, благодаря именно таким актерским нюансам, образ Главного полицейского бульдога в исполнении Шагдара Зондуева (он же играл хозяина харчевни «Три пескаря») просто поразил.

 

От « настоящего Буратино» до «божественного декаданса»

Главным триумфатором премьеры абсолютно ожидаемо стал Буратино в исполнении Галины Петкевич. Артистке удалось невероятное перевоплощение: ее задор, по-настоящему мальчишеская пластика, искренность и потрясающая энергетика, ни на секунду не позволили усомниться, что на сцене — настоящий Буратино, а вокальные номера в исполнении Галины трогали до слез, смешили и заряжали каждого в зале оптимизмом.

Папе Карло, партию которого в спектакле с нужным эмоциональным градусом исполнил Алексей Шаповалов, в опере Андрея Семенова, отданы самые романтические и светлые мелодии. Проникновенный образ любящего отца, конечно, запомнится зрителям. Очень интересным было взаимодействие этого персонажа с Джузеппе, в мастерском исполнении Андрея Исакова, в самом начале спектакля.

В спектаклях для детей злодеи почти всегда — самые запоминающиеся, но, чаще всего, совсем не страшные. Чего не скажешь о Карабасе-Барабасе в опере Андрея Семенова. Музыкальный портрет написан без всякого снисхождения к детской аудитории, и персонаж получается совершенно инфернальным, несмотря на розово-голубую «единорожью» цветовую гамму внешнего облика. Выразительный голос и мощный актерский дар Андрея Триллера усилили этот эффект. Удалась партия и Карабасу-Барабасу второго дня — Никите Мухину. Очень любопытно были простроены режиссером-постановщиком совместные мизансцены Карабаса и Дуремара. Довольно неприятный, но не лишенный своеобразного шарма продавец лечебных пиявок в опере нарисован настоящим манипулятором, очень узнаваемым героем нашего времени, и вокально-пластическое воплощение образа удалось и Андрею Денисову (спектакль 31 марта), и Виктору Дитенбиру (показ 1 апреля).

Криминальный дуэт — Лиса Алиса и Кот Базилио — ожидался, конечно же, с особенным интересом. Трудно представить, что для этих мошенников можно написать что-то сравнимое с великолепными песнями Алексея Рыбникова на стихи Булата Окуджавы. Но и здесь авторы смогли удивить зрителя, как и исполнители ролей. В дуэте первого премьерного дня Лису Алису играла Ольга Колобова, Кота Базилио — Евгений Козырев. Их персонажи очаровывали зал неповторимым плутовским обаянием, артистизмом и азартом, с которым был исполнен их вокально-танцевальный номер. В следующем спектакле партию Лисы Алисы исполнила Ирина Новикова, и здесь в дуэте аферистов, совершенно точно, заправляла именно она. Благородная окраска ее голоса не оставляла сомнений в правдивости начальных слов ее партии: «Я графиней в детстве родилась, но меня похитили злодеи», и, судя по звону монет в ее кружке, зрители тоже поверили «благородной нищенке». Максим Головачев в роли Кота Базилио актерски и вокально ничуть не уступал своей подельнице, но явно находился в ее подчинении.

«Божественный декаданс» — этими словами одной из киногероинь прошлого столетия можно охарактеризовать Пьеро в новой постановке. Узнаваемые интонации другого артиста, выходившего на сцену в этом образе, — Александра Вертинского — стиль, в котором выдержана его главная ария, визуальный образ и пластический рисунок роли выполнены очень искусно. Партию в премьерных показах блестяще исполнили Владимир Кучин и Андрей Денисов.

Прямо скажем, образ Мальвины в опере Андрея Семенова совсем не напоминает милую фарфоровую куколку из фильма Леонида Нечаева. Тот неподдельный, граничащий с одержимостью, энтузиазм, с которым Мальвина в спектакле бросается лечить, учить и воспитывать, просто пугает. Кристина Калинина в этой роли совершенно не выглядит беззащитной и нежной, это, скорее, избалованная вниманием, истеричная кинозвезда, ко всему обладающая теплым, красивым сопрано. Более мягкими красками рисует Мальвину Диана Белозор, не уступая исполнительнице первого спектакля ни в вокале, ни в актерской выразительности.

Столь же неожиданным стал образ Черепахи Тортиллы. Здесь это явно артистка музыкального театра в отставке, не утратившая былого куража и женственного обаяния. В этой партии успешно выступили Елизавета Целикова и Екатерина Марзоева.

Необходимо отметить, что в постановке очень большая и кропотливая работа проделана хореографом, режиссером по пластике Сергеем Захариным. Для каждого находящегося на сцене — и для главных персонажей, и для второстепенных, и для артистов детского хора, которые активно заняты в спектакле, он создал индивидуальный пластический рисунок. А к зажигательным массовым танцам на сцене в его хореографии, наверняка, хотелось бы присоединиться каждому зрителю в зале.

Юные артисты детского хора НОВАТа в успехе спектакля сыграли очень значимую роль. Артисты самого молодого творческого коллектива театра пели, играли и танцевали в постановке самозабвенно, талантливо, на высоком профессиональном уровне. Зрители не остались равнодушными к их работе и дружно несли конфеты и шоколад юным артистам после спектакля.

Думается, что нашему оперному театру очень повезло, что в его репертуаре появился этот удивительно добрый, веселый, оптимистичный и яркий спектакль и именно НОВАТ стал площадкой первого исполнения оперы Андрея Семенова.

Марина РОДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Алексей ЦИЛЕР

Ранее в «Новой Сибири»:

Борис Эйфман в пространстве русского психологического балетного театра

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.