Девяностые не вернутся, но в слове отзовутся

0
2510

В ГПНТБ состоялся вечер, в котором приняли участие представители самого молодого поколения новосибирских поэтов. 

ДЛЯ многих новосибирских любителей поэзии уже привычным стало ориентироваться в локальном культурном ландшафте на три поколения поэтов — авторов, родившихся в 1930—1940-х годах (Александр Денисенко, Жанна Зырянова, Анатолий Маковский, Иван Овчинников, Николай Шипилов, Владимир Ярцев), авторов 1950—1960-х годов рождения (Олег Волов, Борис Гринберг, Андрей Жданов, Станислав Михайлов, Юлия Пивоварова, Владимир Светлосанов, Андрей Щетников) и чуть более молодых (Екатерина Гилева, Виктор Iванiв, Олег Копылов, Виталий Красный, Иван Полторацкий, Антон Сурнин, Сергей Шуба). Но к концу 2010-х успел оформиться и голос следующего поколения — самостоятельный и достаточно уверенный. Конечно, на его формирование в значительной степени повлияло новое информационное общество, все границы в котором размыты, но и обертона сибирской поэзии в нем тоже можно уловить.

В «Студии 312», что на третьем этаже ГПНТБ, состоялся вечер «Девяностые не вернутся никогда», названный так по строчке из песни группы «Шкловский». В вечере приняли участие новосибирские поэты Антон Андриенко, Дарья Валова, Сергей Васильев, Дмитрий Королев, Александра Магзянова, Дмитрий Северов, Валерия Яковлева. Не получилось поучаствовать в вечере у еще одной яркой представительницы этой поэтической плеяды — Марии Ульяновой, зато специальным гостем стал приглашенный Юлией Пивоваровой поэт Илья Творогов — автор-исполнитель, наследующий одновременно традициям Майка Науменко и панк-кабаре Tiger Lillies.

Дмитрий Северов и Дмитрий Королев довольно давно известны новосибирской публике, но обычно они выступали в качестве самых младших участников поэтических вечеров. Здесь же они, напротив, оказались старшими, сыграв роль своеобразного мостика по отношению к авторам предыдущего поколения. И если для большинства других участников вечера их генезис до сих пор остается не вполне ясным, то Королев безоговорочно определил себя как поэта с корнями, растущими именно из новосибирской поэзии. Королев и Северов — два очень разных поэта. Стихи первого опираются на традиции концептуализма и конкретной поэзии:

мы есть

мы сотканы из плача

мы смотрим на свои пустые руки

у нас был обыск

будет отпуск

Стихи Дмитрия Северова отличает модернистская изысканность:

когда я говорю: избави!.. —

то вспоминаются искусами

дороги в городские бани:

короны с елочными бусами

Известный московский поэт Василий Бородин высказался о поэтике Дмитрия Северова следующим образом:

— Открытие Дмитрия Северова — раздвигающий время и смысл монтаж внутри каждой строки, столкновения слов и звуков, каждый раз разворачивающиеся новым пространством или новым, что ли, слоем взгляда на непридуманный, общий объем существования; а важнее всего то, что поэт не «побеждает» бытие пониманием, а утешает любовью: пусть иногда неуместностью, неловкостью, но и неотменимостью любви.

Остальные поэты, принявшие участие в этом знаковом совместном выступлении, младше Королева и Северова всего на несколько лет, но при этом Сергей Васильев, по его словам, при поиске собственного языка уже опирался на опыт Королева и Северова:

дышать холодным воздухом

не стоит при простуде

от этого в грудной клетке

прорастает временами цветок

цветочек такой хорошенький

особенно в гамме рентгеновских снимков

что можно запросто задохнуться

от этой нечаемой красоты

Еще одна характерная для новосибирцев интонация (интонация наивной поэзии) также встречается у молодых авторов: например, у Валерии Яковлевой:

крошки на ладошке

сточенный графит

сад фантомный на Инской

день-деньской горит

поет в огне дощечка

до щечек целовать

выходишь на крылечко

забудешь но опять

где уголек не пламень

глаза закроет да

за волосы потянет

вишневая вода

Яковлева, будучи историком архитектуры, занимается сохранением исторического наследия Новосибирска, и возникающий в приведенном стихотворении фантомный сад напрямую связан с ее проектом восстановления исторического облика улицы Инской — одной из первых улиц нашего города. Внимательное отношение к местной топонимике, переосмысление ее в метафорическом ключе — еще одна черта, характерная для большинства значимых новосибирских поэтов.

Дарья Валова на вопрос о том, действительно существует некая общность, единение среди новосибирских поэтов, работающих в русле актуальной литературы, ответила так:

— Мысль о том, что есть вообще какое-то поэтическое поколение 90-х, мне в голову никогда не приходила — до самих чтений. Да и после них не знаю — есть ли оно, это поколение. Читать же всегда интересно; читаешь и думаешь: а что, так тоже бывает? А я так не умею.

В схожем ключе высказался и Антон Андриенко:

— Большинство выступающих были мне знакомы, что, скорее, помогало. Приятно удивило, что большинство подборок были не только актуальными, но и тематически целостными.

Действительно, аналитичность, свойственная стихам большинства новосибирских поэтов нового поколения, как правило, выходит на первый план, и балансирование этих текстов на грани между концептуализмом и исповедальностью создает любопытный эффект, который при дальнейшей разработке такой поэтики может привести к новым поэтическим открытиям.

Антон МЕТЕЛЬКОВ, специально для «Новой Сибири»

Фото Татьяны КРЫЛОВОЙ

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.