По сложившейся традиции Новосибирский симфонический оркестр в день рождения Арнольда Каца, своего создателя и бессменного руководителя в течение 52 лет, открыл новый абонементный сезон. С новым главным дирижером, который был представлен публике неделей раньше — в концерте, который так и назывался «Главного — представляем». До этого его кандидатура держалась в строжайшей тайне. И вот покровы таинственности спали, меломаны выражают удовольствие, оркестр в прекрасной форме.
Поскольку симфонический оркестр своего рода флагман филармонии, ключевой его коллектив, понятно, что вопрос нового главного дирижера был актуален для всей филармонии. Оркестр на протяжении полугода, после ухода в марте со своего поста тогдашнего художественного руководителя и главного дирижера Томаса Зандерлинга, очень тщательно подходил к поиску подходящей кандидатуры, выбирал из множества претендентов. Обсуждение, по словам оркестрантов, порой шло круглосуточно. В конце концов, решение совета оркестра было единогласным.
Димитрис Ботинис, родившийся в Москве, потомственный дирижер, получивший азы профессии, что называется, из первых рук, от своего отца, известного греческого дирижера Димитриса Ботиниса-старшего, — молод, красив, артистичен. Это тот пример, когда человека и его дело живут в полной гармонии, обретя друг друга. Новый руководитель оркестра — лауреат серьезных конкурсов, а также премии президента РФ для молодых деятелей культуры, до нового назначения он семь лет возглавлял симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии. Выступления 35-летнего дирижера можно увидеть на телеканале «Культура» в рубрике «Звезды ХХI века», где участвует новое поколение музыкантов, завоевавших право носить это звание.
Худрук филармонии Владимир Калужский нашел в новом назначении некую параллель с приездом примерно в том же возрасте и тоже с Северного Кавказа в Новосибирск юного Арнольда Каца. И это еще не все совпадения: Ботинис, как и Арнольд Михайлович, тоже получил в свое время специальность скрипача, — правда, не в Санкт-Петербургской консерватории, а в греческих Патрах.
Конечно, они были знакомы и раньше — оркестр и его новый руководитель: проводили не так давно успешные совместные выступления в сезоне 2019—2020. Сейчас задачи дирижера, пожалуй, сложнее, поскольку все концертные программы сезона спланированы заранее, и теперь надо суметь «войти» в них, не имея возможности предлагать что-то свое. Но нового художественного руководителя оркестра это не смущает и не останавливает, хотя он и не оставляет желаний привносить и что-то свое, вносить элемент спонтанности, свободного выбора. Именно так образовался самый первый «внеплановый» концерт сезона, в котором в качестве солиста в Первом концерте Шопена публика услышала прекрасного пианиста Константина Емельянова, лауреата ХVI международного конкурса имени Чайковского. А затем Димитрис Ботинис и, можно уже сказать, «его оркестр» раскрыли перед публикой грандиозные звуковые картины в трех симфонических эскизах Клода Дебюсси: «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Диалог ветра и моря». Это было именно то, чем новый дирижер хотел поделиться с коллегами-музыкантами и слушателями, пригласить всех желающих в мир удивительных созвучий и настроений. Это был его выбор — «Море» Дебюсси, как и завершавшая концерт мистическая «Поэма экстаза» Александра Скрябина, рождавшаяся примерно в то же время, в годы первого десятилетия ХХ века.
Спасибо Дмитрию Ботинису, а также большой юбилейной дате — 150-летию со дня рождения композитора, за то, что мы могли услышать и такое космическое творение как «Божественная поэма», исполненное через неделю. Во втором концерте принял участие замечательный пианист Александр Ключко, лауреат первой премии Международного конкурса имени Рахманинова, проходившего в этом году. Он исполнил с оркестром Первый концерт Бетховена, одного из самых значимых для Скрябина авторов.
Что еще планирует новый руководитель Новосибирского симфонического оркестра? Мечтает о воплощении масштабных звуковых полотен, (уже запланировано выступление в Новосибирске и в Москве с Девятой симфонией Малера, что требует большой кропотливой работы), о том, чтобы лучше узнать и почувствовать оркестр, его потенциал, его возможности. Конечно, существует немало обязательств, давно запланированных событий в Москве и Санкт-Петербурге, многих других городах. И все же Димитрис Ботинис намерен как можно чаще бывать в Новосибирске.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»:
Назначен главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра
Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения