Концертная программа к юбилею Федора Шаляпина — первая новая работа в Новосибирске ученика Арнольда Каца дирижера Петра Белякина, недавно вернувшегося в труппу театра оперы и балета. Параллельно с этим проектом он работает над ближайшей премьерой — оперой «Дон Жуан» Моцарта, где он выступит музыкальным руководителем: эта совместная работа с главным режиссером театра Вячеславом Стародубцевым продолжит популярный цикл «Моцартиана».
Десятого февраля под управлением маэстро в камерном зале театра с участием симфонического оркестра и звезд новосибирской оперы пройдет концерт «Царь-бас Федор Шаляпин», посвященный 150-летию великого русского певца. Накануне премьеры Петр Белякин поделился подробностями предстоящих репертуарных событий.
— Что вы можете рассказать о концертной программе к юбилею Шаляпина?
— В этом проекте мы постарались представить музыкальный материал, который у всех нас ассоциируется с Федором Шаляпиным и его наследием. Это арии и песни, сохранившиеся в записях еще на самых первых граммофонных пластинках, это партии, которые исполнял Шаляпин. Программу мы составили совместно с солистами нашей оперной труппы, в ней участвуют и басы, и баритоны, как опытные мастера, так и молодые талантливые певцы.
Мы решили объединить в концерте эти голоса, чтобы разнообразить звучание и чтобы слушателям было интересно на протяжении всего вечера. В концерте заняты Константин Буинов, Шагдар Зондуев, Алексей Лаушкин, Николай Лоскуткин, Гурий Гурьев, Павел Анциферов, Никита Мухин, Виталий Новиков.
Прежде концерт «Царь-бас» на Малой сцене исполнялся в сопровождении рояля, и это тоже правильно — в программе целый ряд камерных произведений, камерная музыка должна исполняться под фортепиано. А юбилейный концерт мы решили делать с оркестром, но какие-то номера программы все-таки будут исполнены с фортепиано. Конечно, мы не могли обойтись без шаляпинских «хитов» — «Песни о блохе», «Вдоль по Питерской», «Дубинушки».
Мы как раз сейчас обсуждаем программу: возможно, какую-то песню исполнят три баса. Будет «Элегия» Массне — тоже из любимого Шаляпиным репертуара. Полагаю, она прозвучит на русском языке. Будут исполнены известные шаляпинские арии из русского и зарубежного репертуара: Базилио из «Севильского цирюльника», Фарлаф из «Руслана и Людмилы», ария Варяжского гостя из «Садко» и другие. Поскольку имя Федора Шаляпина накрепко связано с оперой Глинки «Жизнь за царя», которую позже называли «Иван Сусанин», мы откроем концерт увертюрой к этой опере. Опера давно не звучала в нашем театре, хотя в свое время открывался театр именно с ее исполнения. Это замечательное произведение, крайне интересное, сочетающее в себе итальянскую традицию и русскую песенную традицию.
— Расскажите о работе над постановкой оперы «Дон Жуан». Как вы полагаете, это комедия или трагедия?
— Вы знаете, когда я еще учился в консерватории, один из наших преподавателей, Валерий Константинович Старожук, объяснял, почему это все-таки комедия, хотя финал для главного персонажа трагический: в опере сам Дон Жуан от ее начала и до самого конца не сумел соблазнить ни одной женщины. То есть все его потуги здесь заканчиваются конфузом: сначала история с Донной Анной, завершившаяся крайне неудачно, затем — неудача с Церлиной, а в конце его отвергла даже бывшая возлюбленная — Эльвира. По моему мнению, это все-таки комедия — саркастическая, даже злая, но комедия.
— Ваша любовь к Моцарту — от ваших педагогов?
— Признаться, она у меня с детства. У нас в доме был сборник фортепианных сонат Моцарта. Я сидел и ковырялся в них, радовался тому, насколько они разные — как времена года, как периоды человеческой жизни.
— А ваша любимая опера Моцарта?
— Я не могу выделить что-то одно — они настолько разные и каждая имеет связи с другими сочинениями, написанными Моцартом в тот период. К примеру, замечательная опера «Милосердие Тита» тесно связана с Концертом для кларнета по интонационному языку. И если кларнетист, исполняющий этот концерт, не знает, что такое «Милосердие Тита», ему трудно будет понять это произведение.
— С чем тогда связан «Дон Жуан»?
— У «Дон Жуана» нет столь же выраженных связей, но связи с более ранними оперными и симфоническими произведениями Моцарта присутствуют. Вообще, три оперы Моцарта — «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» — с одной стороны, представляют собой своеобразное единство, с другой — в них абсолютно разные трудности.
— После первых репетиций уже есть чем поделиться с нашими читателями?
— Должен сказать, что многих артистов, занятых в постановке, я хорошо знаю: мы вместе с ними профессионально росли в этом театре, а с кем-то участвовали в постановках еще в консерватории. А молодые ребята радуют тем, что они очень грамотные, по-хорошему настырные, с ними интересно, они представляют собой достойную смену. Могу уже сейчас сказать, что по поводу актерского состава прогноз очень оптимистичный.
Что касается постановки, то вместе с режиссером Вячеславом Васильевичем Стародубцевым мы хотим сделать динамичный спектакль, исключив все шаблоны, присущие этой опере. «Дон Жуан» настолько часто исполняется, что стал заштампованным, поэтому нам хотелось бы найти нестандартный подход к этому произведению.
Режиссер предложил психологически переосмыслить некоторые моменты оперы, а теперь мне предстоит переосмыслить их музыкально. Но при этом никакого насилия над музыкой нет. Оказывается, сама музыка предполагает переосмысление, в ней это изначально заложено, поэтому противоречия между режиссерским прочтением и музыкальным материалом не возникает. Благодаря этому мы заново открываем, заново изучаем эту оперу. Таково свойство музыки гениальных композиторов — она живет своей жизнью независимо от того, что замыслил творец. Это самовоспроизводящаяся система, которая сама выбирает, как ей звучать. Разумеется, главные идеи и решения за режиссером, поскольку опера — это, прежде всего, драматургия.
***
Концерт «Царь-бас Федор Шаляпин» состоится 10 февраля на Малой сцене. Премьера «Дон Жуана» — 23 февраля, 2 и 3 марта на Малой сцене НОВАТа.
Павел НАСТИН, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»:
Между Моцартом и Бродвеем: первые премьеры года в Новосибирске
Контракт на балет «Собор Парижской Богоматери» обойдется НОВАТу в 10 млн рублей