В отделении реабилитации Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е. Н. Мешалкина, где пациенты восстанавливаются после сложного хирургического лечения, прошел коллективный сеанс арт-терапии. Командовал парадом Федот-стрелец, точнее артист театра «Красный факел» Андрей Яковлев, поведавший нуждающимся в эмоциональной поддержке зрителям знаменитый сказ про удалого молодца, которому любое испытание по плечу.
О лечении высокими художественными материями сегодня примерно знают все: кто-то включает своим цветам на подоконнике Моцарта, кто-то выбирается из депрессии при помощи кисти и красок, а кто-то наслышан о больничных клоунах. Зародившись в недрах античности и пробуксовав на тонком льду шарлатанства и неверия, арт-терапия успешно эволюционировала от интуитивного использования искусства в лечении до научно обоснованного метода, который активно применяется в клинической практике. Центр Мешалкина официально использует арт-терапию — живопись, лепку, плетение, прослушивание музыки и примыкающее к этим практикам сценическое искусство — с 2022 года. Для показа концертов и спектаклей отделение медицинской реабилитации, где проходит восстановительное лечение пациентов после длительной терапии онкологических заболеваний и открытых операций на сердце и головном мозге, располагает полноценным зрительным залом и сценической площадкой.
По мнению специалистов, живой зрительский опыт, полученный в период восстановления, оказывает комплексное психотерапевтическое воздействие на коллективное сознание тех, кто пережил травматический опыт в связи с перенесенным заболеванием.
«В нашем зрительном зале присутствуют люди, которые длительное время находились под воздействием тяжелого недуга, узнали об опасном диагнозе и неопределенных перспективах, — поясняют врачи отделения. — Часть по-прежнему пребывает в тревожно-депрессивном состоянии: не может принять то, что случилось, непрерывно беспокоится о своем будущем. Наша практика показала, что театральное действо — это мощный и быстрый способ дать облегчение. В ходе спектакля наши пациенты могут позволить себе спонтанный выплеск тех задавленных эмоций, которые не всегда удается «достать» даже в работе с психологом. Они включаются в сопереживание, которое помогает пациентам справиться с их собственной тревожностью. Яркое эмоциональное впечатление позитивно влияет на работу сердечно-сосудистой и нервной систем, способствует борьбе с хроническим стрессом, который и является причиной и осложняющим фактором многих сердечно-сосудистых заболеваний».
Несет объединение потенциала клинической медицины и исцеляющей силы искусства и социальное значение. Как подчеркивают представители Центра Мешалкина, многие пациенты (более 40%) — жители отдаленных регионов и небольших населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока, которые зачастую впервые в жизни получают возможность побывать на спектакле профессионального театра.
Афиша художественной части реабилитационной программы не слишком насыщена событиями, что обусловлено бережной концепцией восстановительного режима, однако отличается стабильностью и, что называется, уверенной тенденцией к росту. Старт проекту задали любительские коллективы. Затем к благотворительной акции подключились профессионалы. Частым гостем детских клинических отделений стал Новосибирский областной театр кукол, а отделения медицинской реабилитации — молодежный «Первый театр». Этой осенью к коллегам присоединился академический «Красный факел».
У «Сибирского МХАТа» богатый опыт сотрудничества с Новосибирским НИИТО им. Я. Л. Цивьяна: в разные годы актеры читали для маленьких пациентов отделения детской ортопедии и вертебрологии книги, участвовали в акциях, поддерживающих моральный настрой пациентов, приезжали с новогодними интермедиями. В гостях у Центра Мешалкина краснофакельцы оказались впервые и сразу зашли с козырей.
Арт-программа клиники живет по своим законам. Спектакли и концерты проводятся вечером по окончании основных медицинских мероприятий. Репертуар тщательно продумывается. Трагедии и драмы исключены, акцент делается на «максимально жизнеутверждающем» контенте и, конечно же, счастливом финале. И в этом смысле «Сказ про Федота-стрельца» по любимой многими поколениями пьесе Леонида Филатова — большая находка. Моноспектакль, исполненный артистом Андреем Яковлевым, точно настоящий сеанс психотерапии, не только заставляет от души смеяться, но и дарит богатый спектр эмоций, вызванный хорошо знакомой и комфортной стихией русской сказки, едким и метким авторским словом, хитросплетением сюжетных перипетий и мастерством актерского перевоплощения.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Александр МАРТЬЯНОВА и Василия ВАГИНА